Ростовская область

Презентация на тему ""экологические проблемы ростовской области и пути их решения" презентация." по географии

Введение

Современное состояние системы экологической безопасности – это закономерное следствие трансформации общества, на которое оказывают воздействие внутренние и глобальные тенденции развития экономики.

Уже сегодня в разработке государственных стратегий необходимо ориентироваться на то, что продолжающий подъем экономики не должен сопровождаться стремительно возрастающим давлением на окружающую природную среду. Этот подъем следует обеспечивать механизмами сбалансированной экологизации роста производства и экологизации сознания. Экологическая безопасность должна учитываться и в повседневной жизни, и при принятии глобальных стратегических решений.

В конце апреля 2017 года Президент Российской Федерации своим Указом утвердил Стратегию экологической безопасности на период до 2025 года. Данным документом установлено, что экологическая безопасность Российской Федерации признается составной частью национальной безопасности. Стратегия определяет основные вызовы и угрозы, а также цели и задачи политики государства в сфере охраны окружающей среды.

Однако практические конкретные меры по защите окружающей среды в настоящее время ложатся на регионы, так как они непосредственно страдают от загрязнения и обладают необходимой информацией для принятия мер. Экологическая политика региона должна учитывать разные факторы: накопленное за предыдущий период загрязнение, масштабы которого различны; приоритеты государственной экологической политики; состояние экономики и здоровья населения.

2.2 Водные ресурсы и их защита

Ростовская область входит в число немногих регионов, где уделяется пристальное внимание проблемам развития водохозяйственного комплекса. Проблема охраны водных ресурсов от загрязнения и нерационального использования решается путем осуществления целого комплекса водоохранных мероприятий

Снижение биогенного воздействия на водные объекты — одно из основных направлений. Сюда входит строительство и реконструкция очистных сооружений канализации на территории Ростовской области, прокладка коллекторов. Эти работы проводятся уже не первый год и их реализация позволит значительно улучшить состояние всей акватории р.Дон. Ведётся реконструкция и строительство очистных сооружений канализации в гг. Семикаракорске, Цимлянске, Каменск-Шахтинский, Донецке. Очистные сооружения осуществляют сброс сточных вод непосредственно в Дон или Северский Донец, являющиеся основными водными артериями, поэтому именно они были выбраны в качестве первоочередных объектов.

Для восстановления и оздоровления водных ресурсов бассейнов малых рек области за счет средств областного бюджета ведутся работы в Азовском районе по расчистке рек Кагальник, Мокрая Чумбурка, в Матвеево-Курганском районе — Мокрый Еланчик. Производится уборка большей части крупногабаритного мусора из русловой и прибрежной части бассейна р. Темерник, обеспечвается её санитарная проточность. Параллельно с расчисткой р. Темерник проводится ряд мероприятий по ликвидации несанкционированных сбросов.

Особое внимание уделяется Цимлянскому водохранилищу. Основными факторами формирования гидрохимического режима Цимлянского водохранилища являются химический состав поступающей воды с речным стоком и процессы смешения их с водами, аккумулированными в водохранилище

В водном питании водохранилища главную роль играет сток р. Дон до (93%) и незначительную — 6,6% — боковая приточность. В гидрохимическом отношении вода р. Дона отличается от воды притоков, впадающих в водохранилище, так как формирование их происходит в различных почвенно-климатических условиях; на качество воды р. Дон большое влияние оказывают сточные воды промышленных и сельскохозяйственных объектов Воронежской и Волгоградской областей. Кроме того, значительная часть загрязняющих веществ поступает в водоток с неорганизованными сбросами и стоками с площади водосбора р.Дон.

Говоря об экологических проблемах Ростовской области, нельзя не упомянуть подземные воды, которые служат важнейшим источником водоснабжения, поэтому охрана их от истощения и загрязнения является актуальной проблемой. Система государственного мониторинга подземных вод позволяет осуществлять слежение за процессами, возникающими в подземных водах под влиянием как природных, так и антропогенных воздействий. Проводятся меры по восстановлению естественного режима подземных вод на участках, где последний, нарушен водоотбором, орошением, шахтным водоотливом и другими источниками техногенного воздействия.

Одним из факторов риска для здоровья является питьевая вода, подаваемая населению области. Необходимо отслеживать качество воды из разводящей сети в целом по области по санитарно-химическим и по микробиологическим показателям. Сейчас качество питьевой воды во многих регионах области не соответствует нормам.

Особенности климатических условий Ростовской области, определяющие состояние экологической безопасности региона

Ростовская область относится к степной зоне и обладает разнообразными природными ресурсами и условиями. Одним из основных конкурентных преимуществ региона являются земельные ресурсы и климатические условия, способствующие динамичному развитию агропромышленного комплекса.

Истинным богатством области являются почвы. Основу пахотных земель составляют черноземы и каштановые почвы. Водные ресурсы области оцениваются в 27,7 куб. км годового стока. Только 10% из них формируются в пределах области, а остальные поступают извне.

Огромную биосферную роль играют леса. Все леса области отнесены к защитным лесам, основное их назначение – выполнение защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных функций. Ростовская область – один из самых малолесных регионов страны (лесистость территории области составляет 2,4%, Южного федерального округа – 6,2%, Российской Федерации – 46,5%). Площадь леса Ростовской области составляет 374,3 тыс. га.

Ростовская область является уникальным по своему биологическому разнообразию регионом России. Общее число видов растительного мира Донского края близко к 3,5 тысячам, животного мира – 25 тысячам. Видовое богатство растительного и животного мира обусловлено значительным разнообразием ландшафтов степной зоны. В регионе обитают представители не только типичных степей, но и древесной растительности, лугов, различные представители водной, околоводной флоры и фауны, каменистых степей, песчаных массивов, меловых отложений и других местообитаний.

Для сохранения, изучения и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных, грибов и лишайников издана Красная книга Ростовской области. В настоящее время в неё включены: 217 видов животных, 224 вида растений, 49 видов грибов. На территории Ростовской области постоянно или временно обитает 72 вида охотничьих ресурсов. Из них 33 вида млекопитающих, 39 видов птиц. В водоемах Ростовской области обитает около 100 видов рыб.

Ростовская область относится к развитым регионам в отраслях народного хозяйства, однако это негативно отражается на окружающую среду. В регионе много нерешенных экологических проблем, которые связаны с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха и водных объектов, размещением  твердых коммунальных отходов, усилением антропогенного воздействия на окружающую среду.

Качество атмосферного воздуха

Одной из наиболее серьезных экологических проблем Красносулинского района, от решения которой зависит состояние здоровья населения, является загрязнение атмосферного воздуха.

Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха  в г. Красный Сулин и Красносулинском районе являются: ОАО «Экспериментальная ТЭС», ОАО Новошахтинский завод нефтепродуктов, городская свалка, котельные. На территории Красносулинского района проходит федеральная автомагистраль М-4 «Дон», которая вместе с четырьмя горящими породными отвалами (3 — в Комиссаровском сельском поселении и 1 в Пролетарском сельском поселении) оказывают негативное воздействие на состояние атмосферы в районе.

Обращение с отходами

На территории района остро стоит проблема экологической опасности при обращении с твердыми промышленными и бытовыми отходами (далее — ТБО) – сбор, транспортировку, подготовку к использованию утильных компонентов, уничтожение или захоронение неиспользуемых фракций.

В соответствии со статьями 14, 15 Федерального закона от 06.10.2003  № 131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в полномочия поселений входит сбор и вывоз, а в полномочия района – утилизация и переработка отходов.

На территории Красносулинского района образуются следующие виды отходов: твердые бытовые и промышленные, золошлаковые, породные отвалы, отходы транспорта и небольшое количество ртутьсодержащих отходов. Отходы транспорта утилизируются специальными предприятиями. Твердые бытовые отходы накапливаются на свалках сельских поселений. Эти свалки несанкционированны и нуждаются в рекультивации. Единственная санкционированная городская свалка переполнена и ее эксплуатация осуществляется с нарушением природоохранного законодательства. На свалку попадают отходы разных классов опасности. Неконтролируемые процессы в «теле» свалки приводят к образованию ядовитых фильтратов проникающих в водоносные слои. В атмосферу постоянно выделяются газообразные продукты распада (гниения) ТБО – метан, аммиак, сероводород и др. газы. Они являются источниками систематических пожаров на свалке, которые, в свою очередь, загрязняют атмосферу.

Отходы

Количество образованных отходов увеличилось с 2010 г. на 3,988 млн т или в 17,83 раза. Отмечен рост доли утилизированных отходов (в 19,27 раза с 2010 г.).

Образование, утилизация и захоронение отходов, млн т

Год Показатель
образование утилизация хранение захоронение
2010 0,237 0,071 1,377 0,001
2011 4,481 1,949 2,673 0,769
2012 4,054 1,195 1,875 0,833
2013 3,208 2,160 1,159 2,622
2014 6,232 2,473 1,413 2,036
2015 4,248 1,108 0,130 2,957
2016 3,988 0,840 1,258 1,421
2017 4,225 1,368 2,341 1,338

В 2017 г. твердых коммунальных отходов было вывезено на 35,1% больше, чем в 2010 г. Вывоз ТКО на предприятия по переработке отходов составил 1 462,3 тыс. м3, его уровень постоянно растет — с 2013 г. на 68%.

Биологическое разнообразие

Растительный и животный мир

Растительный мир насчитывает свыше 1 700 видов сосудистых растений. Животный мир представлен 6 видами земноводных, 11 видами пресмыкающихся, 332 видами птиц, более чем 60 видами млекопитающих. Охраняются около 35% видов млекопитающих, 17,5% видов птиц, 12,5% видов рыб, 54,5% видов рептилий, 33,3% видов амфибий, не более 11,6% видов сосудистых растений.

Количество видов растений и животных, находящихся под охраной

Наименование Кол-во,ед.
Млекопитающие 21
Птицы 58
Рыбы 16
Пресмыкающиеся 6
Земноводные 2
Беспозвоночные 114
Сосудистые растения 197
Прочие 76
Итого 490
Из них: Вероятно исчезнувшие 6
Находящиеся под угрозой исчезновения 67
Сокращающиеся в численности 132
Редкие 236
Неопределенные по статусу 40
Восстанавливаемые и восстанавливающиеся 9

Лесные ресурсы

Земли лесного фонда в 2017 г. занимали 360,6 тыс. га (3,6% площади области), из них покрыты лесной растительностью — 237,4 тыс. га. Площадь лесопокрытых земель с 2010 г. увеличилась на 23,7 тыс. га или на 11,1%. Площадь защитных лесов 334,4 тыс. га. Лесистость по всем землям — 2,4%. Преобладают средневозрастные леса (10,78 млн м3), по породному составу — твердолиственные леса (9,2 млн м3).

Особо охраняемые природные территории

Площадь ООПТ регионального и местного значения в области составила 178,867 тыс. га.

Структура ООПТ регионального и местного значения

Статус 2016 г. 2017 г.
Площадь, тыс. га Количество Площадь, тыс. га Количество
Государственные природные заказники регионального значения 9,765 2 9,765 2
Памятники природы регионального значения 20,473 70
Дендрологические и ботанические сады регионального значения
Природные парки регионального значения 40,955 1 39,516 1
Прочие ООПТ регионального значения 22,585 61
Все категории ООПТ местного значения 106,957 15 107,001 15

Атмосферный воздух

Мониторинг состояния атмосферного воздуха проводился в 8 городах на 16 станциях наблюдения.
В 2017 г. общий объем выбросов загрязняющих веществ (включая выбросы от ж/д транспорта) составил 670 тыс. т, что на 6,5% больше, чем в 2016 г. В последние годы наблюдается увеличение выбросов как от стационарных источников — на 10,9%, так и от автомобильного транспорта — на 18,4%.

Динамика выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

В структуре выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников прослеживается увеличение выбросов СО — на 20,5%, выбросов диоксида серы — на 19,7%, выбросов твердых веществ — на 11,8%, выбросы ЛОС увеличились более чем в два раза. Произошло незначительное снижение выбросов оксидов азота на 4,7%.

Структура выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников

Выбросы, тыс. т 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Всего 175,8 154,0 200,2 192,6 194,1 164,9 169,1 194,9
твердые 33,1 29,1 35,4 36,7 44,2 36,4 33,4 37,0
СО 20,5 21,1 21,1 20,2 25,2 24,1 23,1 24,7
SO2 45,2 46,3 64,5 70,0 56,7 35,3 43,9 54,1
NOx 32,2 28,6 43,4 26,3 30,5 24,7 23,7 30,7
ЛОС 6,2 6,9 7,6 7,8 12,4 12,4 12,1 12,7

2.5 Экологические последствия реструктуризации угольной промышленности ростовской области

В конце прошлого века на территории ликвидируемых шахт угледобывающего комплекса Восточного Донбасса (более 89 тыс. га) сформировались негативные экологические процессы и явления. Прежде всего, это связано с затоплением подземных горных выработок, подтоплением земной поверхности шахтными водами, вытеснением из техногенных пустот на поверхность вредных и опасных рудничных газов, возгоранием породных отвалов, образованием провалов земной поверхности и др.

Самым масштабным техногенным процессом, связанным с закрытием угольных шахт, является выход высокоминерализованной шахтной воды на поверхность. Величина загрязнения поверхностной гидросферы обусловлена объемами изливающихся шахтных вод, их минерализацией и особенностями загрязняемого объекта. Кроме того, загрязнению подвержены подземные воды, входящие в контакт с водами техногенными. Масштабы и экологические последствия этих процессов имеют особую значимость, так как площади их влияния находятся в хозяйственном использовании, а реки и грунтовые воды являются источниками питьевого водопотребления населения региона.

Нерешенной остается проблема очистки загрязненных шахтных вод и доведение её качества до нормативных требований. Существующие технологии очистки минерализованных шахтных вод не позволяют применить экономически целесообразные способы ее деминерализации. За 2011 год в большие и малые реки Восточного Донбасса с ликвидируемых шахт поступило около 36,5 млн. м3 высокоминерализованной шахтной воды. Другим техногенным фактором, негативно влияющим на экологическую обстановку, являются воды, вытекающие из-под породных отвалов. Речь идет не только о породных отвалах — терриконах, но и о местах массового складирования углепородного материала в балках, оврагах, впадинах, карьерах. Породные отвалы, подверженные воздействию атмосферных осадков, поверхностных вод и контактирующие с грунтовыми водами, формируют собственные высокоминерализованные водопроявления, создающие значительную нагрузку на прилегающие территории.

На территориях шахтерских городов и поселков имеет место проникновение «мертвого воздуха» в заглубленные объекты жилого сектора. «Мертвым» он считается в связи с тем, что не пригоден для дыхания, не имеет цвета и запаха и чрезвычайно опасен для жизни. Обнаружить его можно только с помощью приборов контроля газовоздушной среды — газоанализаторов. Для обеспечения безопасной жизнедеятельности населения региона специалистами ООО «Экологические технологии» осуществляется контроль за выделением газов на земную поверхность в заглубленных объектах домовладений и административно-промышленных зданий, газодренажных трубах на устьях ликвидированных вскрывающих выработок, в почвенном воздухе угрожаемых и опасных зон на территориях горных отводов ликвидируемых шахт. По результатам периодического контроля газовоздушной смеси в объектах газомониторинга и почвенного воздуха выполняется корректировка зон по газовыделению. С начала реализации рабочего проекта «Мониторинг социально-экологических последствий ликвидации шахт Восточного Донбасса» (2002 год) в ходе контроля газодинамической обстановки на селитебной территории количество опасных зон увеличилось в 7 раз. Всего под контролем находится 222 зоны на общей площади 4031,6 га. За истекший год количество объектов, представляющих угрозу для жизни и здоровья населения, не изменилось.

Вследствие затопления выработанного пространства на верхних горизонтах шахт, в том числе и ранее закрытых, происходит размывание и выщелачивание горных пород, разрушение крепежного материала выработок, в результате чего образуются провалы или мульды оседания. Исследования и наблюдения показывают, что возможность и опасность проявления воздействия горных работ на поверхность может иметь место на каменноугольных месторождениях без ограничения во времени при глубинах разработки до 100 м. Как правило, зафиксированные на выходах пластов провалы земной поверхности приурочены к подготовительным выработкам и краевым частям целиков угля.

Провалоопасность территорий, прилегающих к вскрывающим горным выработкам, выходящим на земную поверхность, — одна из основных проблем, связанная с обеспечением безопасной жизнедеятельности населения Восточного Донбасса. Для этого ведутся работы по контролю 443-х провалоопасных зон на горных отводах ликвидируемых шахт.

Слайд 3Проблемы атмосферного загрязненияБольшой проблемой окружающей среды области считается загрязнение воздуха.

Источники загрязнения – транспортные средства и объекты энергетической сферы. Во

время сжигания источников топлива в атмосферу выделяются вредные вещества. Несмотря на то, что предприятия используют очистительные сооружения, в окружающую среду все равно попадают загрязняющие частицы.Не меньшую опасность представляют отходы и мусор, источники загрязнения воздуха, воды и почвы. В регионе находится большое количество свалок, но их содержание не соответствует санитарно-гигиеническим нормам. Довольно часто случается возгорание отходов из-за их перегруженности, и в атмосферу выделяются химические вещества. К сожалению, в области функционирует только 3 предприятия, сортирующих мусор. В дальнейшем сырье можно использовать вторично.

Заключение

2017 год объявлен Годом экологии и Годом особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации. Сегодня без защиты окружающей среды и ответственного природопользования невозможно нормальное социально-экономическое развитие страны, региона, муниципального образования и повышение качества жизни людей. На заседании Государственного совета 27 декабря 2016 года Президентом Российской Федерации определены задачи поэтапного перехода России к модели экологически устойчивого развития.

Стратегической задачей на уровне региональной экополитики в системе обеспечения продовольственной безопасности является поддержание стабильного состояния окружающей природной среды и ее улучшение посредством внедрения современных технологий, закрытия или перепрофилирования загрязняющих производств. Необходимой основой для обеспечения эффективности экологической политики является согласованность  задач на всех уровнях — от федерального до регионального .

Стратегические аспекты в системе обеспечения экологической безопасности в регионе включают: снижение антропогенной  нагрузки на окружающую среду; оздоровление водных объектов и предотвращение негативного воздействия вод, повышение уровня безопасности гидротехнических сооружений; сохранение и воспроизводство объектов животного и растительного мира, повышение уровня экологической культуры.

Библиографический список

  1. Постановление Правительства Ростовской области от 05.02.2013 № 48 «Об утверждении Стратегии сохранения окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области на период до 2020 года» // КонсультантПлюс.
  2. Постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 595 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование» // КонсультантПлюс.
  3. Лысоченко А.А. Стратегические аспекты рационального природопользования в экологической политике региона / Защита окружающей среды как фактор социально-экономического развития территорий муниципальных образований: опыт и проблемы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 14-15 апреля 2017 г., Ростов-на-Дону. – С. 854-862.
  4. Распоряжение Правительства Ростовской области от 08.12.2016 № 628 «Об организации проведения в Ростовской области мероприятий в рамках Года экологии и Года особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации» // КонсультантПлюс.
  5. Лысоченко А.А. Экологизация сельскохозяйственного природопользования – императив обеспечения продовольственной безопасности // Journal of Economic Regulation. 2014. Т. 5. № 2. С. 105-114.

References

  1. The resolution of the Government of the Rostov region dated 05.02.2013 No. 48 «About approval of strategy of preservation of the environment and natural resources of the Rostov region for the period till 2020 » // ConsultantPlus.
  2. The resolution of the Government of the Rostov region from 25.09.2013 № 595 «On approval of the state program of Rostov region «environmental Protection and rational nature management» // ConsultantPlus.
  3. Lysochenko A.A. Strategic aspects of environmental management in the region environmental policy / environmental Protection as a factor of socio-economic development of territories of municipal formations: practice and problems: Materials of all-Russian scientific-practical conference with international participation April 14-15 2017, Rostov-on-don. – P. 854-862.
  4. The order of the Government of the Rostov region from 08.12.2016 № 628 «On organization in the Rostov region activities in the framework of the Year of ecology and the Year of specially protected natural territories in the Russian Federation » // Consultant plus.
  5. Lysochenko A.A. greening of the agricultural environmental management – the imperative of food security // Journal of Economic Regulation. 2014. Vol. 5. No. 2. P. 105-114.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды и вследствие этого угроза существованию на Земле живых организмов, в т. ч. человека, требуют решительных практических мер по защите и охране природы, правового регулирования использования природных ресурсов. Необходимо применять серьезные меры улучшения качества окружающей среды: технологические (разработка новых технологий; очистные сооружения; замена топлива; электрификация производства, быта, транспорта), архитектурно-планировочные мероприятия (зонирование территории населенного пункта; озеленение населенных мест; организация санитарно-защитных зон), правовые (создание законодательных актов по поддержанию качества окружающей среды. Кроме этого, за последнее столетие человечество разработало ряд оригинальных способов борьбы с экологическими проблемами. К числу таких способов можно отнести возникновение и деятельность разного рода “зеленых” движений и организаций. Кроме “Green Peace’a”, отличающегося размахом своей деятельности, существуют аналогичные организации, непосредственно проводящие природоохранные акции. Также есть другой тип экологических организаций: структуры, которые стимулируют и спонсируют природоохранную деятельность (Фонд дикой природы).

Кроме разного рода объединений в сфере решения экологических проблем, существует целый ряд государственных или общественных природоохранных инициатив: природоохранное законодательство в России и других странах мира, различные международные соглашения или система “Красных книг”. В числе важнейших путей решения экологических проблем большинство исследователей также выделяет внедрение экологически чистых, мало- и безотходных технологий, строительство очистных сооружений, рациональное размещение производства и использование природных ресурсов.

Люди сегодняшнего дня должны себе ясно представить, что они оставят в наследство своим потомкам. Ученые должны взять на себя нелегкую обязанность: изучить вредоносность всего, что было сделано их собратьями. Каждое новое вещество должно быть проверено так, чтобы теперешние трагедии не повторились. Здоровые и сильные духом люди третьего тысячелетия должны жить в прекрасной и мирной среде. Если ученые возьмут на себя жесткий контроль выброса в окружающую среду опасных для наследственности веществ, то безудержная экспансия последних лет будет приостановлена. Если на смену химическим методам борьбы с вредителями и болезнями придут биологические, то от этого выиграют все поколения в будущем. Точная и правдивая информация может создать общественное мнение, настроить людей на то, чтобы, распростившись с некоторыми, часто кажущимися удобствами, заполучить в свои руки главное — уверенность в безопасности будущей жизни.

Необходимость изучения совершенно новой окружающей среды требует создания принципиально новых подходов. Профилактику заболеваний можно обеспечить путем гигиенического нормирования — научного обоснования необходимости исключить те или иные вредные факторы. Существование и прогресс человечества в третьем тысячелетии возможно лишь при условии устойчивого экологического развития. Концепция устойчивого развития нужна как система приоритетов в решении экологических проблем, как «инструкция», принятая международным сообществом для ответа на вопрос о том, что следует, а чего не следует делать для длительного благополучного существования и развития человечества.Оптимизация взаимодействия человеческого общества с природой путем международных усилий и вкладом каждого человека — вот главная стратегия и залог решения глобальных проблем биосферы и устойчивого экологического развития.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Зверополис
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: