Содержание
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Экология — наука об отношения в природе растительных и животных организмов между собой и со средой. Экологический кризис связан с неразумным отношением человека к природе, её загрязнением и уничтожением.
Экология социальная — область науки, изучающая отношения между человеческим обществом и окружающей средой.
Слайд 4
Слайд 5
С появлением человека именно он (человек) начинает оказывать решающее влияние на судьбу многих живых существ на Земле. И это может привести не только к положительным результатом.
К чему это может привести?
Слайд 6
Факт №1
Вряд ли охота, собирательство, основные занятия первобытного человека, были экологически вредными. К тому же людей на Земле было тогда не больше, чем сегодня жителей одного только города среднего масштаба.
Слайд 7
Факт №2
Вспоминая историю развития хозяйственной деятельности человека, следовало бы сказать об открытии огня, о возникновении земледелия, скотоводства, о переходе к оседлому образу жизни. Человек начал создавать вторую природу: машины, заводы, города, электростанции, атомные станции и т.д.
Слайд 8
Слайд 9
Это значит относится к ней с пониманием, уважением, любовью…. НО К СОЖАЛЕНИЮ ЭТО ДЕЛАЮТ НЕ ВСЕ ЖИТЕЛИ ПЛАНЕТЫ! Давайте беречь природу, ведь если мы будем к ней относится плохо, то она исчезнет то и мы исчезнем!
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
1. Я лично несу ответственность за сохранение природы.
2. Я лично не причиню зла живому – цветку, деревцу, птице, животному. И конечно, человеку.
3. Я помогу любой жизни, которой могу помочь, — цветку, дереву, птице, животному. И конечно, человеку.
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Государство издает законы(правила, обязательные для всех граждан), направленное на охрану природы.
В 2001 году. Был принят закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды». В нём записано, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия в результате как чрезвычайных природных ситуаций, так и деятельность человека.
Слайд 16
Во – первых, земля, недра, почка. Во – вторых, поверхностные и подземные воды. В – третьих, леса и иная растительность, животные и другие организмы. В – четвертых, атмосферный воздух и околоземное космическое пространство.
Слайд 17
-правила охраны окружающей среды при производстве и проведении строительных, промышленных, с/х, научных работ.
-правила производства, перевозки, хранения, захоронения опасных веществ;
-правила безопасности при обращении с ядовитыми веществами и микроорганизмами;
Слайд 18
-ветеринарные правила и правила, установленные для борьбы с болезнями и вредителями растений;
-правила охраны и использования недр;
Правила охраны рыбных запасов.
За нарушение этих правил государство наказывает виновников штрафами или может даже лишить свободы на строк от двух с половиной до восьми лет.
Слайд 19
Создавать общественные организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, или вступать в них;
Принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, сборе подписей под петициями по вопросам охраны окружающей среды;
Оказывать содействие органам власти в решении вопросов охраны природы;
Обращаться в органы власти и иные организации с заявлениями, касающимися охраны окружающей среды.
Участвовать в природоохранительной деятельности.
Слайд 20
А сейчас
Я предлагаю посмотреть на природу, которая меня окружает
Слайд 21
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24
Слайд 25
Слайд 26
Слайд 27
Сделаем выводы:
1) Охрана природы – важнейшая задача, которая стоит не только перед Российским государством, но и перед каждым его гражданином.
2) Земля и другие ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов России.
3) Охраной природы занимается государство, которое издаёт законы, устанавливающие правила использования и сбережения природы, и называет тех, кто своими действиями наносит ей ущерб.
4) В охране природы участвуют добровольные общественные организации и граждане которые заботятся о своей стране, о своем будущем. Охраняя природу, они охраняют Родину.
5) Каждый гражданин обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
6) Охрана природы окружающей среды требует объединения усилий всех стран
Россия участвует в международном сотрудничестве по охране природы.
Слайд 28
Спасибо за внимание!
Посмотреть все слайды
Значение живой и неживой природы для человека
Значение природы в жизни человека огромно.
Природные условия на планете в полной мере отвечают потребностям человеческого организма:
- – имеется достаточное количество кислорода в воздухе в воздухе для дыхания;
- – температура окружающего воздуха подходит для комфортного самочувствия;
- – химический состав вод позволяет человеку выращивать фрукты и овощи, которые он использует в пищу.
Природные катаклизмы негативно сказываются на жизни и деятельности человека, поэтому можно утверждать, что человек зависим от природы.
С момента своего появления, человек использует природные богатства, преобразует экосистемы, стремится за счет природы повысить качество своей жизни. Посредством природных объектов человек удовлетворяет свои потребности. Без использования природных ресурсов невозможны такие сферы экономической деятельности человека, как сельское хозяйство, производство продуктов питания, строительство, добыча и использование полезных ископаемых. Функционирование экономики напрямую зависит от богатства природными ресурсами того или иного региона.
Современные достижения в области науки и техники позволяет человеку обрабатывать природные ресурсы: создавать ткань из природного материала, готовить пищу из овощей с помощью варки, жарки и тушения. Но все это было бы невозможным, если б человек не имел первоначального природного сырья.
Растительный мир природы сделал возможным производство лекарств и косметических средств на натуральной основе. Кроме того, многие виды растений признаны лекарственными и используются в народной медицине – человек может осуществлять профилактику различных заболеваний, принимая отвары и настои целебных трав.
Погодными условиями объясняется самочувствие человека. На эмоциональное состояние людей оказывает влияние регион проживания и климатические условия, магнитные бури и солнечная активность, фаза лунного цикла. Влажность и химический состав воздуха являются определяющими факторами в физиологическом здоровье людей. Климатическая зона влияет на внешность людей: представители разных национальностей отличаются по разрезу глаз, форме черепа, структуре волос, что обусловлено приспособлением человека как биологического вида к воздействию погодных условий.
Природа обладает широкими рекреационными ресурсами: отдых на море и горный воздух являются хорошей мерой закаливания и предупреждения возникновения респираторных заболеваний; в природных местах, где находятся минеральные источники и целебная грязь, создаются санатории, в которых люди проходят курс лечения от различных заболеваний.
Помимо создания необходимых условий для жизни и деятельности человека, природа выполняет и эстетическое значение. Так, влюбленные любят гулять по набережной, шум прибоя создает атмосферу романтики для них, а наблюдение таких природных явлений, как радуга, восход или закат дарит человеку положительные эмоции. Человек испытывает потребность в созерцании прекрасного – именно поэтому многие люди держат дома аквариумы и террариумы, заводят попугаев и канареек, кошек и собак.
Примечательно то, что содержание дома животных, создает условия для формирования у детей любви к живому и умения ухаживать за животными. А если родители приучают ребенка поливать комнатные цветы, позволяют принимать участие в работе на дачном участке, то у ребенка формируются первичные трудовые навыки. Так, природа обладает еще и воспитательным потенциалом.
Слайд 9В последние годы на первое место по загрязнению выдвинулось сельское хозяйство.
Это связано с двумя обстоятельствами. Первое — увеличение строительства крупных животноводческих комплексов при отсутствии какой-либо очистки образующихся отходов и их утилизации, и второе — увеличение применения минеральных удобрений и ядохимикатов, которые вместе с дождевыми потоками и подземными водами попадают в реки и озера, нанося серьезный ущерб бассейнам крупных рек, их рыбным запасам и растительности.Ежегодно на одного жителя Земли приходится свыше 20 т отходов. Основными объектами загрязнения являются атмосферный воздух, водоемы, включая Мировой океан, почвы. Ежедневно в атмосферу выбрасываются тысячи и тысячи тонн угарного газа, окислов азота, серы и других вредных веществ. И только 10 % этого количества поглощается растениями. Окись серы (сернистый газ) — основной загрязнитель, источником которого являются тепловые электростанции, котельные, металлургические заводы.
Какие выделяют основные виды, характеристика
Разделяют рациональное и нерациональное природопользование.
Деление зависит от использования природных ресурсов.
Природные ресурсы разделяют по определенным признакам — природных благ.
Под природными благами понимают совокупность природных ресурсов и условий, используемых в настоящее время для жизни общества, или которые могут быть использованы в обозримом будущем.
Природные блага — естественные компоненты и свойства окружающей среды.
Природные ресурсы — природные блага, потенциально пригодные для использования в хозяйственной деятельности человека.
Они могут быть использованы в качестве:
- средств труда — земля, водные пути;
- сырья и материалов — лес, руды;
- предметов потребления — питьевая вода, дары природы (ягоды, грибы).
Природная классификация представляет разделение природных ресурсов на:
- Минеральные.
Выделяют минеральные ресурсы следующих типов:
- топливно-энергетические (горючие);
- рудные;
- нерудные.
- Водные.
- Земельные.
- Биологические.
- Климатические.
- Ресурсы энергии природных процессов.
Экологическая классификация разделяет ресурсы на исчерпаемые и неисчерпаемые.
В исчерпаемых ресурсах выделяют:
- возобновляемые ресурсы;
- невозобновляемые ресурсы.
Исходя из возможностей хозяйственного использования, природные ресурсы классифицируют:
- по техническим характеристикам эксплуатации — реальные и потенциальные;
- по экономической целесообразности — незаменимые и заменимые;
- по направлениям хозяйственного использования — ресурсы нематериальной сферы и ресурсы материальной сферы.
Под ресурсами нематериальной сферы подразумевают ресурсы прямого и косвенного потребления.
Под ресурсами материальной сферы — ресурсы сельскохозяйственного и промышленного производства.
Также природные ресурсы разделяют по видам использования:
- Однозначного использования.
- Многоцелевого использования.
Ресурсы многоцелевого использования делят на ресурсы взаимоувязанного использования и взаимоисключающего использования.
Нерациональное природопользование характеризуется системой деятельности, которая не обеспечивает сохранения природно-ресурсного потенциала. Процесс влечет к истреблению природных ресурсов, загрязнению окружающей среды, нарушению экологического равновесия.
Рациональное природопользование подразумевает такую систему деятельности, которая призвана обеспечить экономическую эксплуатацию природных ресурсов и условий с наиболее эффективным режимом их воспроизводства. Учитываются перспективы интересов развивающегося хозяйства и сохранения здоровья людей.
Данный тип природопользования предполагает высокоэффективное хозяйствование. В случае рационального использования природных ресурсов деятельность человека не приводит к резким изменениям природно-ресурсного потенциала. Природная среда не изменяется глобально, что исключает нанесение урона здоровью и жизни человека.
Природопользование бывает:
- прямым;
- косвенным.
Прямое природопользование сводится к непосредственному влиянию человека на различные природные объекты. При этом уменьшается объем природных ресурсов. Человек может регулировать этот процесс.
Пример 1
Прямое природопользование — добыча полезных ископаемых, распашка земли и т. д.
Косвенное природопользование подразумевает воздействие человека на природу как следствие прямого природопользования. Последствия проявляются не сразу.
Пример 2
Прямое природопользование: добыча полезных ископаемых.
Косвенное природопользование: следствие добычи полезных ископаемых — нарушение плодородного слоя почвы.
Выделяют три вида природопользования:
- Отраслевое — используют природные ресурсы в пределах отдельной отрасли хозяйства.
- Ресурсное — использование конкретного ресурса.
- Территориальное — использование ресурсов в пределах определенной территории.
Первая связь с окружающей средой
После того как первобытный представитель общества овладел примитивными традиционными орудиями труда для обработки грунта и стал выращивать животных, все на планете изменилось. Стало оказываться действие на неживой мир, фауну и флору. В самом начале развития цивилизации приносимый ущерб являлся незначительным. Из внешней среды бралось только самое необходимое и в минимальном количестве. Для восстановления баланса достаточно было естественного восстановления.
Многообразное и весьма активное влияние общества на природу, приведшее к сильному изменению облика Земли, связано с промышленной революцией, состоявшейся в конце XIX века. Вследствие развития всевозможных технологий, ускоренного технического и научного прогресса антропогенное действие на окружающее пространство стало приобретать опасные масштабы.
Всегда следует помнить, что человек является неотъемлемой частью всей природы. Она сильно страдает от видоизменения и всевозможных загрязнений. К тому же вред наносится и самому обществу. Современная медицина показывает, что многие серьезные болезни общества являются результатом ухудшающейся экологической обстановки.
Примеры неживой природы
Рассмотрим подробно объекты неживой природы. Окружающий мир богат различными формами предметов — неодушевленных тел. Для простоты понимания была введена классификация, позволяющая разделить тела на несколько групп.
Перечислим виды тел:
- Твердые (горные породы, минералы, лед).
- Жидкие (вода, лава, роса, реки и озера).
- Газообразные (пары различных веществ, звезды).
Неодушевленное не умирает и не рождается, тем не менее можно наблюдать разрушение гор и испарение природных источников. Изменение формы и размера тела является ответной реакцией на изменение температуры, давления или других факторов внешней среды.
В процессе смены агрегатного состояния неживое сохраняет свои структурные частицы, что позволяет восстановить первоначальное состояние (конденсация водяного пара).
Воздух и атмосфера
Воздух, необходимый для жизни большому числу живых существ на нашей планете, входит в состав атмосферы или «воздушной оболочки земли». Атмосфера состоит из смеси многочисленных газов, обладающих различным составом и свойствами.
Свойства газовых паров:
- инертны в передвижении (передвигаются под действием внешних факторов);
- не имеют собственных обменных процессов (не дышат, не нуждаются в еде и воде);
- не рождаются и не умирают (возникают в процессе испарения влаги);
- не проявляют раздражимость;
- не размножаются и не растут.
Газам не свойственны признаки живого, однако их присутствие необходимо не только человеку, но и другим организмам. Несмотря на то, что сам воздух не относится к живым структурам, воздушная оболочка планеты является местом обитания птиц, летающих млекопитающих (летучих мышей), насекомых и огромного числа микроорганизмов.
Воздух и атмосфера
Вода
В отличие от других форм неодушевленного, вода обладает кажущейся самостоятельной подвижностью, однако в своем составе также является смесью различных жидкостей.
Дети, перешедшие в 3 класс, изучают такие водные формы, как:
- озера,
- реки,
- ручьи,
- родники.
Эти тела отличаются естественностью происхождения, в то время как пруд является продуктом деятельности человека. Вода и другие жидкости относится к неодушевленным телам по причине отсутствия раздражимости, роста и других свойств. Тем не менее, как и воздушная оболочка земли, гидросфера является домом для множества животных, растений и микроорганизмов.
Почва и литосфера
Почва – совокупность солей и мельчайших земных пород, пронизанных тонкими прослойками воды и воздуха. Несмотря на то, что из земли пробиваются растения, почва также относится к неодушевленным предметам.
В зависимости от формы отложений, наличия органических включений, способности пропускать жидкости и наполненности кислородом земля может значительно различаться по своим свойствам.
Тем не менее эта форма неодушевленного является домом для млекопитающих (мышей, лис, барсуков, кротов), червей, членистоногих (жуков, пауков), бактерий и источником минеральных и органических веществ для растений и грибов.
Стоит отметить, что растения и грибы не поглощают землю, а лишь забирают из неё растворенные минеральные вещества. Именно поэтому для обильного роста всем растительным организмам требуется регулярное поступление влаги.
Солнце и другие космические тела
Кроме планеты Земля, в нашей Вселенной находятся миллиарды других космических тел. Звезды и наше Солнце являются — лишь одни из них.
Схема и общая информация о Солнце:
Неживая природа — это определение, в равной степени применимое и к нашему Солнцу. Несмотря на излучаемый свет и тепло, светило не отвечает свойствам живого и не является пригодным для жизни других существ.
Присутствие ряда неодушевленных структур, таких как вода, воздух, земля – важнейший из факторов появления и развития жизни на любой планете:
- воздух – для дыхания (окисления органических веществ);
- вода – для транспорта минеральных и органических веществ внутри растений и осуществления жизненно важных процессов внутри животных организмов (к биологическим жидкостям относится: кровь, лимфа, желудочный сок);
- почва и минералы – сохранение питательных веществ, материал для построения жилищ.
В просторах космоса существует множество и звезд, изучение которых является одной из важнейших задач современной науки.
Летние явления природы
Летние явления природы в неживой природе | Летние явления природы в живой природе |
---|---|
|
|
Слайд 167.Органическое загрязнение. Среди вносимых в океан с суши растворимых веществ, большое
значение для обитателей водной среды имеют не только минеральные, биогенные элементы, но и 1органические остатки. 0Вынос в океан органического вещества оценивается в 1300 — 380 1млн.т./год. 0Сточные воды, содержащие суспензии органического происхождения или растворенное органическое вещество, пагубно влияют на состояние водоемов. Осаждаясь, суспензии заливают дно и задерживают развитие или полностью прекращают жизнедеятельность данных микроорганизмов, участвующих в процессе самоочищения вод. При гниении данных осадков могут образовываться вредные соединения и отравляющие вещества, такие как сероводород, которые приводят к загрязнению всей воды в реке. Наличие суспензий затрудняют также проникновение света в глубь воды и замедляет процессы фотосинтеза. Одним из основных санитарных требований, предъявляемых к качеству воды, является содержание в ней необходимого количества кислорода. Вредное — 13 — действие оказывают все загрязнения, которые так или иначе со- действуют снижению содержания кислорода в воде. Поверхностно- активные вещества — жиры, масла, смазочные материалы образуют на поверхности воды пленку, которая препятствует газообмену между водой и атмосферой, что снижает степень насыщенности воды кислородом. Значительный объем органических веществ, большинство из которых не свойственно природным водам, сбрасывается в реки вместе с промышленными и бытовыми стока- ми. Нарастающее загрязнение водоемов и водостоков наблюдается во всех промышленных странах.
Растущий и сорванный орех: живая или неживая природа и почему?
Орехи – это пища растительного происхождения, содержит целый комплекс АК, насыщена витаминами группы В, растительными белками и др. Это очень сытный продукт, и один из самых любимых для многих животных, поэтому перед зимой запасливые животные подготавливают большой запас орешков на зиму.
Конечно, орех – это часть дерева, и пока он висит на нем, считается также живой природой. Ведь, орех растет, развивается, питается и умирает. Несмотря на то, что орехи могут очень долго храниться, со временем, под воздействием микроорганизмов, орех пропадает и высыхает.
Все растения относятся к живой природе, начиная от одноклеточной инфузории туфельки до великанских деревьев как баобаб. Несмотря на то, что растения не передвигаются на расстояния, они умеют двигать листочками, поворачиваться к солнцу, расти, дышать углекислым газом и размножаться. Всем единицам флоры необходимо питание, которое получают из почвы и из воды
Конечно, после того, как растение отмирает – оно попадает в класс неживой природы, и неважно это листья, цветы или плоды
Растения все, безусловно, приносят пользу, т.к. очищают наш мир от различных выделений и позволяют нам дышать кислородом
Но помимо этого, растительная пища содержит большое количество полезных веществ и витаминов, поэтому так важно ежедневно употреблять в своем рационе овощи и фрукты
Из чего состоит природа?
Природа включает в себя не только живые объекты и предметы, не сделанные руками человека. Прежде всего, природа — это вся планета Земля. Это маленький уголок Вселенной, из которого возникла жизнь. Земля появилась 4,5 миллиарда лет назад, за это время она была превращена в полноценную планету облаком газа и пыли, на которой не возникло жизни.
Благодаря биологическим и геологическим процессам природа возникла такой, какой мы ее знаем сегодня. Без погоды и климатических условий организация не могла бы существовать. Климат в разных местах может быть разным. Природа также включает в себя неживые существа, такие как вода и воздух. Без них не может жить ни одна организация на Земле.
Вода на Земле имеет множество форм и может существовать в трех ситуациях. Вода заполняет озера и присутствует в больших количествах в газовой атмосфере. Кроме того, природа включает в себя разнообразие почв, организмов и пространств вокруг Земли. Таким образом, природа находится на Земле для комфортного существования ее обитателей.
Явления природы
Явления природы
Природные явления часто имеют естественный характер возникновения. К ним можно отнести восход и закат. Также они включают в себя нижеописанные явления.
Биологические явления
- Рост. Благодаря росту живые организмы могут изменяться. Изменения касаются не только внешнего развития, но и внутреннего.
- Метаболизм. Из-за метаболизма могут существовать все живые организмы. Он позволяет перерабатывать питательные элементы путем химических превращений на клеточном уровне. Пища превращается в энергию, энергия разносится по всему организму, он развивается.
- Депопуляция. Численность живых существ может снижаться. Это называется депопуляцией.
- В конце жизни все живые организмы умирают. После чего происходят процессы разложения органических веществ на элементарные материальные формы.
Интересный факт: ежесекундно молния ударяет в землю более 100 раз. Таким образом, каждый день происходит более 8,6 млн разрядов. Они настолько сильные, что одного разряда хватит для того, чтобы одновременно поджарить несколько миллионов тостов.
Химические явления
На Земле постоянно происходят различные химические процессы. К ним можно отнести рост кристаллов, который считается основной стадией кристаллизации. В природе также происходят процессы окисления, в ходе которых может возникнуть огонь или появиться коррозия.
Интересно: Природные зоны России Виды, названия, карта, климат, описание, почвы, характеристика, животные, растения, фото и видео
Геологические явления
Подобных явлений существует масса: это эрозии, активность вулканов, гейзеров, различные движения тектонических плит и седиментация.
Метеорологические явления
К наиболее интенсивным явлениям метеорологии можно отнести штормы. Регулярно происходят изменения погоды, времен года, циркуляция веществ в атмосфере. Также бывают атмосферные оптические явления вроде полярного сияния, световых столбов, радуги и так далее. Среди океанографических явлений выделяют прибой, шторм, цунами.
Физические явления
Природным явлением, присутствующим на планете всегда, можно считать гравитацию. Благодаря ей все объекты планеты притягиваются к ее поверхности. Также благодаря гравитации наша планета притягивается к Солнцу.
Природа — это.
Слово «природа» происходит из древнерусского языка и состоит из двух частей — приставки «при» и корня «род».
В древнерусской мифологии упоминается божество по имени Род, которое олицетворяло единство людей одного племени. Именно это божество создало такие слова, как рождение, рождение, новорожденный и т.д.
Кроме того, термин «природа» в просторечии часто относится к естественной среде. Пример: птицы, живущие в естественной среде, живут дольше, чем их родственники, одомашненные человеком.
Уже в начальной школе дети узнают о природе (и о том, что это такое) на уроке «Мир природы». Синонимом слова «природа» является слово «естественность».
Из этого следует, что природа — это то, что существует само по себе, естественным образом и не тронуто руками человека. Это внешний, материальный мир, против которого человек бессилен, но все же может влиять на него.
Например, человек не может контролировать осадки, землетрясения, ветер и так далее. Но они могут легко посадить деревья, создать целые парки или уничтожить целые леса.
Если упростить определение, то природа — это естественная оболочка Земли (также называемая биосферой), к которой она принадлежит:
- водоемы (океаны, моря, озера, реки);
- растительность (флора);
- животный мир (фауна);
- горы, скалы, пещеры, песок, земля, пустыни;
- погода и климат.
Кстати, сам человек также является частью природы. Но то, что он изобрел и создал, — нет.
Например, дом, построенный из дерева, не является природным объектом, даже если он сделан из природного материала.
Изучением мира природы занимается множество наук, называемых естественными науками: Физика, химия, астрономия, биология и другие.
Объекты и явления неживой природы
К объектам неживой природы относят:
- воздух и его составляющие (ветер, облачные массы),
- воду и ее производные (дождь, снег, ледники, айсберги),
- почву и ее образующие (горы и горные породы (гранит, мрамор), камни),
- полезные ископаемые (металлы, драгоценные металлы),
- органические вещества (минеральные соли),
- планеты, звезды, небесные тела (Земля, Луна).
Явления неживой природы называются физическими. Примеры таяние льда, кипячение воды, горение дров в костре.
Среди физических явлений различаются:
- механические (падение предметов вниз (шишек с дерева), подскок их вверх при ударе о землю),
- тепловые (горящий уголь, теплый воздух на солнце),
- световые (тень, свет, темнота) и другие.
Подведём итоги.
Что вы узнали из материалов главы 1 «Введение. Общее знакомство с растениями»?
Ответьте на вопросы (стр.28)
- Какой раздел биологии изучает растения?
- По какому признаку растения подразделяют на дикорастущие и культурные?
- Из каких частей состоит растение?
- Какие растения называют споровыми?
- В чём проявляется многообразие растений?
- Все ли семенные растения называют цветковыми?
- Почему сосну и ель относят к семенным, а не к цветковым растениям?
- Какие четыре среды жизни существуют на Земле?
- Какие условия необходимы растениям для их жизни?
- По каким признакам растения относят к высшим или низшим?
- Какие растения называют семенными?
Выполните задания (стр.28–29)
А. Дополните утверждение, выбрав правильный ответ. 1. Наука ботаника изучает: а) все живые организмы; б) растения; в) бактерии; г) грибы. 2. Орган растения, состоящий из стебля, листьев и почек, называют: а) растением; б) побегом; в) слоевищем; г) корнем.
Б. Уберите лишнее понятие. Семенные растения, споровые растения, цветковые растения, вегетативное размножение.
Обсудите проблему в классе• Какова роль человека в изменении растительного покрова Земли? • Что вы можете сделать для озеленения пришкольной территории или района, в котором вы живёте?
Выскажите своё мнение• Какова роль дикорастущих растений в природе и в жизни человека? • Как можно использовать биологические знания в целях сохранения природы?
Ваша позицияКак вы поступите, если вас попросят принять непосредственное участие в мероприятиях по охране редких видов дикорастущих растений вашего края?
Проведите наблюдения и сделайте выводПонаблюдайте за листопадом древесных и кустарниковых растений. Отметьте, какие деревья раньше, а какие позже других начинают сбрасывать листья. Сравните сроки сбрасывания листьев у деревьев и кустарников. Смоделируйте схему записи наблюдений и укажите по возможности названия деревьев и кустарников. Сделайте общий вывод. Результаты вашей работы запишите в тетради.
Учимся создавать проекты, модели, схемы• Нарисуйте схему на тему «Растения в жизни человека». • Обобщите в виде схемы (рисунка) информацию на тему «Растение — живая система». • Создайте плакат или рисунок в защиту дикорастущих растений.
Темы проектов1. Создание коллекции рисунков (или фотографий) растений, растущих рядом с вашим домом или школой. 2. Подготовка электронной презентации сообщения на тему «Разнообразие декоративных кустарников города».