Внешнее строение птиц
Тела любой птицы состоит из обязательных элементов:
- голова;
- шея (подвижная);
- туловище (каплевидное);
- конечности (ноги и крылья).
Позвоночник шейного отдела птиц имеет особое строение, благодаря которому птицы могут вращать головой на 180 градусов.
У различных видов могут присутствовать различные нарастания на клюве, голове и ногах (реже перьях). Это может быть бахрома, гребень, перепонки, шпоры и многое другое.
Кожа птиц сухая, так как кожные железы отсутствуют. Функцию смазывания перьев выполняют
ТОП-4 статьи
которые читают вместе с этой
- копчиковая железа (водоплавающие птицы);
- пудровые перья (страусы).
Кожа покрыта перьями (отсюда название класса – пернатые). Крылья не только обеспечивают возможность полёта (хвостовые и рулевые перья), но и выполняют терморегуляционные функции, которые в свою очередь обеспечивают насиживание яиц, необходимое для выведения потомства. Крылья бывают трёх типов:
- пуховые (это терморегуляция);
- контурные (обеспечение плавного полёта);
- волосовидные (отвечают за осязание).
Различный цвет птичьих перьев обусловлен наличием в них разного типа пигментов.
Рис 2. Внешнее строение птиц
Слайд 144. Выберите правильные утверждения. а) у
мелких птиц частота дыхания ниже, чем у крупных
б) на земле
около 9000 видов птиц
в) в процессе эволюции у птиц развивался головной мозг, и особенно мозжечок
г) у всех птиц пища удерживается зубами
д) все птицы теплокровные животные
е) скорость полёта птицы зависит от массы тела5. Существенными эволюционными, прогрессивными приобретениями птиц являются: а) головной мозг из пяти отделов
б) интенсивный обмен веществ
в) смешанная кровь в сердце
г) костный череп
д) клюв без зубов
е) лёгкость и прочность скелета6. Приспособлениями птиц к полёту можно считать: а) видоизменённые конечности
б) хорошее обоняние
в) один круг кровообращения и легочное дыхание
г) полые кости в скелете
д) наличие двенадцатиперстной и прямой кишок
е) отсутствие мочевого пузыря
Внутреннее строение птицы
- Слайд 1
- Слайд 2
- Особенности внутреннего строения птиц в связи с приспособленностью к полету
- Слайд 3
- Внутреннее строение Внутренние органы птиц имеют сложное строение, в результате чего новый уровень развития: – высокая и постоянная температура тела, не зависящая от внешней среды; – четырёхкамерное сердце, в котором происходит полное разделение артериальной крови и венозной; – срастание многих костей , наличие цевки; – наличие воздушных мешков; – более высокий уровень развития центральной нервной системы .
- Слайд 4
- В расширении пищевода – зобе – пища может временно храниться, размягчаясь; в мускульном отделе желудка пища тщательно перетирается; в железистом отделе желудка и кишечнике пища быстро переваривается под действием ферментов; толстая кишка впадает в клоаку. Особенности внутреннего строения птиц в связи с приспособленностью к полету Пищеварительная система
- Слайд 5
- Пищеварительная система Рот; Глотка; Пищевод; Зоб; Железистый желудок; Мускульный желудок; Печень; Поджелудочная железа; Тонкая кишка; Толстая кишка; Клоака.
- Слайд 6
Внутреннее строение птицы
Бронхи, пронизывающие небольшие лёгкие, соединены с десятком воздушных мешков. При вдохе воздух поступает в лёгкие и в мешки, при выходе в лёгкие проходит насыщенный кислородом воздух из воздушных мешков. Таким образом увеличивается интенсивность газообмена ( принцип двойного дыхания) Кроме того, воздушные мешки позволяют изменять плотность тела при нырянии, а также предохраняют внутренние органы от перегрева, удаляя избыток тепла Особенности внутреннего строения птиц в связи с приспособленностью к полету Дыхательная система
- Слайд 7
- Дыхательная система птиц Трахея; Передние воздушные мешки; Лёгкие; Задние воздушные мешки.
- Слайд 8
Птицы – теплокровные животные с интенсивным обменом веществ и температурой тела 38–45 °C. Интенсивное кровообращение обеспечивается большим объёмом четырёхкамерного сердца и большей частотой его сокращения (до 1000 ударов в минуту у колибри). У птиц два круга кровообращения. Особенности внутреннего строения птиц в связи с приспособленностью к полету Кровеносная система
- Слайд 9
- Кровеносная система птиц Сердце; Сонная артерия; Правая дуга аорты; Спинная аорта; Задняя полая вена; Передняя полая вена; Лёгочная артерия; Лёгочная вена; Капиллярная сеть.
- Слайд 10
Головной мозг достаточно большой, развиты большие полушария и мозжечок.
У птиц хорошо развиты зрение, слух и чувство равновесия; Глазные яблоки большие и малоподвижные; ограниченность поля зрения компенсируется подвижностью шеи.
Слух особенно хорошо развит у охотящихся в темноте птиц; Особенности внутреннего строения птиц в связи с приспособленностью к полету Нервная система Головной мозг; Спинной мозг; Периферическая нервная система.
Слайд 11
Мочеполовая система птиц Почка; Мочеточник; Клоака. Семенники; Семяпроводы; 6. Яичник; 7. Воронка яйцевода; 8. Яйцевод; 9. Рудимент правого яйцевода.
Слайд 12
Органы выделения птиц – крупные бобовидные тазовые почки. Мочевой пузырь отсутствует. У самцов развиты парные половые железы – семенники, в то время как у самок сохраняются только левый яичник и яйцевод. Семяпроводы от семенников впадают в клоаку. органы размножения и выделения Особенности внутреннего строения птиц в связи с приспособленностью к полету
- Слайд 13
- Особенности строения птиц
- Слайд 14
Выводы: Птицы – типичные представители животных, относящихся к типу Хордовые. Птицы более высокоорганизованы по сравнению с пресмыкающимися. Большинство представителей класса приспособлены к полёту.
Слайд 15
Список источников Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов, 7 класс, Москва, «Дрофа», 2003. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология.
Животные, 7 класс, Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2001. Семенцова В.Н. Биология. Технологические карты уроков, 7 класс, С.-Петербург, «Паритет», 2001.
Электронный учебник «Открытая Биология», ООО «Физикон», 2002.
Разнообразие клювов у птиц связанные с разной пищей.
Строение пищеварительной системыглоткапищеводзобжелудокроткишечникжелезистыймускульныйтонкий толстыйклоакабез зубовЕсть языкпеченьПоджелудочная железаПищеварительная система.Процесс пищеварение протекает быстро. У свиристели ягоды рябины проходят весь кишечник за 8-10 мин.У утки вскрытой через 30 минут после того как она проглотила карася длиной 6 см, уже нельзя было обнаружить в кишечнике его остатков.Состоит из:
- Лёгких
- Воздушных мешков
- Дыхательных путей.
Дыхательная система. Строение дыхательной системыНосовая полостьгортаньтрахеябронхибронхиПевчая гортаньлёгкоелёгкоеВоздушные мешки проходят сквозь лёгкие.Функции:ВДОХПри подъёме крыльевЛёгкие(кислород частично остаётся,кровь частично окисляется)воздухВоздушные мешкиВЫДОХПри опускании крыльевЛёгкие(кровь ещё раз окисляется остатками кислорода)воздухВоздушные мешкиЧем чаще работают крылья, тем интенсивнее происходит циркуляция воздуха.У сидящей птицы дыхание осуществляется путём расширения и сжатия грудной клетки.
- Трахея;
- Передние воздушные мешки;
- Лёгкие;
- Задние воздушные мешки.
Сердце четырёхкамерное;Два круга кровообращения;Сердце сокращается с большой частотойСамое совершенное кровообращениеЧетырёхкамерное сердце птицыКровеносная система
малый круг кровообращения |
большой кругкровообращения |
Два круга кровообращенияСердце сокращается 1000 раз в минуту, т.к.высокая активность процесса обмена веществ и необходима быстрая доставка кислорода во все части организма. Высокоразвитая нервнаясистемаБольшая синицаЗначительное развитие головного мозга, объём в 10 раз больше чем у рептилий.Могут обучаться.Органы чувств: зрение, слух, обоняниеНервная система. Головной мозг птицы. Головной мозг птицы отличается от головного мозга пресмыкающихся:
- Большие размеры полушарий переднего мозга;
- Сильное развитие зрительных бугров среднего мозга;
- Огромным складчатым мозжечком.
Большие полушария – сложное поведение птиц.Хорошо развитые зрительные бугры– цветное зрение.Сложное строение мозжечка – связано с полётом, требующим точно координирующих движений.Выделительная системаВыделительная система у птиц состоит из
- почек,
- мочеточника,
- мочевого пузыря нет.Выделение осуществляется через клоаку.
Как вы думаете с чем связано отсутствие мочевого пузыря?Размножение и развитие птиц.Размножение начинается весной, хотя и в разные сроки. Это зависит от наличия корма: птенцы появляются тогда, когда необходимая им пища будет в изобилии.Размножение и развитие птиц.Птицы образуют пары, которые подбираются не случайно.Образованию предшествует целая цепь сложных действий:игры, песни, танцы, турниры между самцами,распускание крыльев и хвоста и т.д.
Литература[ | ]
- Дзержинский Ф. Я., Васильев Б. Д., Малахов В. В. Зоология позвоночных. — М.: Академия, 2013. — С. 293-. — 464 с. — ISBN 978-5-7965-7971-4.
- Дзержинский Ф. Я. Сравнительная анатомия позвоночных животных. — 2-е. — М.: Аспект-Пресс, 2005. — 320 с.
- Карташев Н. Н. Систематика птиц. — М.: Высшая школа, 1974. — С. 7—. — 342 с.
- Коблик Е. А. Разнообразие птиц (по материалам экспозиции Зоологического музея МГУ). — М.: Издательство МГУ, 2001. — Т. 1. — С. 15—16. — 384 с. — ISBN 5-211-04072-4.
- Коблик Е. А., Чернова О. Древненёбные птицы. Очерки филогении, систематики, биологии, морфологии и хозяйственного использования. — Litres, 2020. — С. 7—8.
Типы черепа[ | ]
В 1867 году Хаксли (Thomas Huxley) в работе «О классификации птиц и о таксономическом значении изменений в строении костного нёба в этом классе» (On the classification of birds, and on the taxonomic value of the modification of certain of the cranial bones observable in that Class) на основе особенностей строения и взаимоотношения различных частей черепа летающих птиц определил четыре классических типа костного нёба: дромеогнатический, схизогнатический, десмогнатический, эгитогнатический. Дромеогнатический, или палеогнатический (лат. paleognathae), тип черепа противопоставляют неогнатическому (лат. neognathae), в который иногда объединяют все другие типы. Такое деление предложид У. Пайкрафт в 1900 году, который добавил к палеогнатическму черепу бескилевых птиц. Дальнейшее определение типов вызвало оживлённую дискуссию среди учёных.
«Мы обратились к специалистам с вопросом, на какой высоте летают птицы по ночам…»
Дромеогнатический тип
Самый примитивный тип черепа, при котором сочленение костного нёба и других костей черепа неподвижно. У такого черепа нёбные и крыловидные кости соединены неподвижно, базиптеригоидные сочленения хорошо развиты (обычно отсутствуют у других взрослых птиц), сошник крупный, его передний конец сливается с нёбными отростками костей верхней челюсти, а задний конец расщеплён и соединяется расходящимися концами с нёбными и крыловидными костями.
Длина костного нёба в дромеогнатическом черепе неизменна, продольные перемещения сильно ограничены. Неподвижное соединение не позволяет манипулировать с кормом, оно способно только для амортизации толчков и простых хватательных движений. Дромеографический тип является первым этапом эволюции кинетизма черепа у птиц. У современных птиц он характерен для страусоподобных (бескилевых) птиц и тинаму.
Схизогнатический тип
Схизогнатический тип черепа является более древним, чем другие неонёбные, которые скорее всего возникли путём его перестройки. При этом типе отсутствует соединение нёбных отросков правой и левой верхнечелюстных костей, между ними расположена длинная щель. Сочленение нёбных и крыловидных костей подвижное, они примыкают к клювовидному отростку, отсутствует соединение сошника, заострённого спереди, с нёбными отростками верхнечелюстных костей.
Схизогнатический тип характерен для пингвинов, гагар, трубконосых, куриных, большинства журавлеобразных, ржанкообразных, трогонов, большинства сов, козодоевых, колибри, настоящих дятлов.
Десмогнатический тип
При этом типе происходит слияние нёбных отростков правой и левой верхнечелюстных костей по средней линии из-за чего надклювье становится более прочным и имеет трубчатую конструкцию. Сошник редуцирован либо очень узкий, иногда соединяющийся задним концом с нёбными костями и клювовидным отростком, а передним — со слившимися нёбными отростками.
Десмогнатический тип характерен для веслоногих, голенастых, гусеобразных, дневных хищников, некоторых козодоев, ракшеобразных, якамаров, пуховок и туканов из дятлообразных.
Эгитогнатический тип
При этом типе нёбные отростки верхнечелюстных костей тонкие и удлинённые, они подходят под сошник, но не соприкасаются ни с ним, ни друг с другом, у широкого сошника свободный передний конец иногда раздвоён, а задний глубоко расщеплён и охватывает клювовидный отросток. Функционально это схизогнатия.
Эгитогнатический тип характерен для трехпёрсток, стрижей, бородаток и медоуказчиков из дятлообразных, почти у всех воробьиных.
Общая характеристика
Класс Птицы — высокоорганизованные животные, которых выделили в отдельную группу. В настоящее время известно около 11 тысяч видов, из них 800 распространены в России.
Пернатые освоили в основном воздушно-наземную среду, благодаря чему многие из них совершают регулярные длительные миграции из одного региона Земли в другой. Этим они обеспечивают себя более комфортными условиями жизни, в отличие от других представителей фауны. Есть такие, которые не летают, но для существования им необходимы водные пространства или исключительно суша.
Птиц можно отнести к социальными животными, так как они способны общаться между собой при помощи визуальных и звуковых сигналов и часто выполнять совместные действия: гнездиться, охотиться или защищаться от хищников. У многих видов птиц яйца высиживают оба родителя. Когда слабые и беспомощные птенцы появляются на свет, происходит разделение обязанностей между самкой и самцом, ведь забота о потомстве и добывание корма сопряжено с большой затратой сил и времени.
Пернатые удивительно разнообразны по величине, окраске, формам, повадкам, приспособленности к жизни в разных климатических условиях. Обитают на территориях любых климатических поясов, включая Антарктиду, жаркие пустыни и горы. Хотя видовое разнообразие очень велико, объединены они многими признаками, свойственными только им:
- Способность к полёту — главнейшая особенность представителей класса (отсутствие её у некоторых видов — это вторичное явление). Кроме того, птицы прекрасно адаптировались к наземному и водному образу жизни.
- Покров из дифференцированных перьев. Выполняет ряд функций: защищает тело от перепадов температуры, обеспечивает обтекаемость его при полете.
- Крылья — преобразованные передние конечности.
- Наличие клюва.
- Жизненно важные системы работают в ускоренном режиме, чтобы обеспечить организм необходимой для полетов энергией.
- Активная жизнедеятельность в течение всего года, в отличие от других животных, впадающих в анабиоз.
- Весьма высокий интеллект. Выше птичьего зафиксирован только у представителей класса Млекопитающие.
Эволюционные изменения в физиологии
Версию происхождения птиц подтверждает неоперенная часть птичьей лапы — цевка, покрытая кожистыми чешуйками. Их строение идентично структуре тканей современных рептилий — ящериц и змей. Эволюционный путь приспособления животных к полету проявился не только во внешнем облике, но и во внутреннем строении пернатых, а также в физиологии и обменных процессах. Прогрессивные изменения в системах органов птиц:
- Полное разделение кругов кровообращения и четырехкамерное сердце. Венозная и артериальная кровь больше не смешиваются. Обмен веществ протекает гораздо быстрее, чем у земноводных и пресмыкающихся. Это преобразование сделало птицу теплокровным животным с неизменной температурой тела (42 градуса), не зависящей от внешней среды. Появилась возможность осваивать среды обитания с низкими температурами.
- Нервная система. У птиц она лучше развита, чем у пресмыкающихся. В продолговатом мозге находятся центры, которые регулируют жизненно важные процессы (у птиц осуществляются они особенно активно). Наиболее развиты большие полушария переднего мозга, покрытые гладкой корой. Крупный мозжечок и его строение соответствуют тем сложным задачам, которые связаны с сохранением в воздухе равновесия и координации множества движений, необходимых для полета, а также сложным формам поведения. В окружающей среде птицы ориентируются при помощи острого зрения и слуха.
- Двойное дыхание и губчатые легкие. Дыхательная система состоит из лёгких и дополнительных легочных полостей (мешков), расположенных между внутренними органами. Их объём в 10 раз больше объёма лёгких. Во время полёта воздушные мешки расширяются и уменьшаются, обеспечивая подачу воздуха. За счет такого необычного строения газообмен происходит не только на вдохе, но и на выдохе (в этот момент из мешков воздух поступает в легкие). Чем быстрее птицы машут крыльями, тем интенсивнее работает этот отдел. В результате пернатые не задыхаются и легко переносят полет.
План-конспект дистанционного урока Тема: Внутреннее строение птиц
Организация: МБОУ СОШ №1
Населенный пункт: Краснодарский край, ст. Полтавская
Цели урока:
- 1.Обеспечить усвоение учащимися знаний о процессах жизнедеятельности птиц, об особенностях строения их внутренних органов в связи с функциями, приспособленностью к полету.
- 2.Показать усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению с пресмыкающимися.
- 3.Научить распознавать системы органов класса птиц, устанавливать взаимосвязь между строением и функции органов.
- 4.Научить выявлять приспособленность организмов к среде обитания.
Задачи:
1. Знать строение систем внутренних органов птиц.
2 Уметь объяснять функции и принцип работы каждой системы,
3 Уметь находить особенности строения связанные с полётом.
Планируемые результаты обучения:
- 1.предметные: учащиеся имеют четкое представление об организации птиц, могут объяснять особенности строения органов и функционирование систем организма, их связь с образом жизни птиц; объяснять прогрессирующие черты в строении птиц в сравнении с пресмыкающимися;
- 2.метапредметные:усвоение нового материала; умение анализировать новую информацию, сравнивать и обобщать данные, делать самостоятельно выводы по услышанному материалу; самостоятельная работа с учебником (умение находить в тексте ответы на вопросы, выделять главную информацию);
- 3.личностные:воспитание любви к природе, познавательного интереса к изучению биологии.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок получения новых знаний путем самостоятельной работы, Используемые ЦОРы( цифровые образовательные ресурсы)
Ход работа:
Начать урок после того как ученик вышел на связь, нажав кнопку.
Приветствие учащегося.
Приветствие учителя. Проверка наличия на столе учебника, тетради, письменных принадлежностей.
Актуализация знаний
Сейчас мы обратимся к ЭОР размещенному на сайте obrazovaka.ru с целью проверки знаний полученных на прошлом уроке.
Передать ссылку https://obrazovaka.ru/test/oporno-dvigatelnaya-sistema-ptic-tablica.html сообщением по Skype.
Выполняет тестирование. После того как закончит, нажимает-проверить результат.
Изучение нового материала
— Обращаясь к учащемуся, мы уже изучили внешнее строение птиц и опорно- двигательную систему. Что мы должны изучать дальше?
Тема урока: «Внутреннее строение птиц»
Запишите число и тему урока в тетрадь.
Какие цели нужно поставить к сегодняшнему уроку?
— Изучить пищеварительную систему птиц;
-Сформировать знания о кровеносной системе птиц;
-Познакомиться с дыхательной системой птиц;
-Исследовать нервную систему птиц;
-Изучить органы чувств птиц.
— Углубить знания о выделительной системе птиц.
Учитель, используя ЦОР — видеоурок. Учащемуся предлагается составить таблицу о внутреннем строении птиц, при просмотре видеоматериала https://resh.edu.ru/subject/lesson/2113/main/ .Учитель комментирует и корректирует выступление. Ребёнок самостоятельно работает в тетради. Учитель рассматривает вариант ученика, отмечает правильность выполнения и корректирует, предлагая рассмотреть готовую схему в презентации. https://slide-share.ru/vnutrennee-stroenie-ptic-456330 .
Закрепление
Познавательные задачи:
1. Пищеварение у птицы происходит очень быстро. Мелкие совы (домовые сычи) переваривают мышь за 4ч, серый сорокопут – за 3ч. Сочные ягоды у воробьиных проходят через кишечник за 8 – 10 мин. Насекомоядные птицы наполняют свой желудок 5-6 раз в сутки, зерноядные – дважды. Один – два раза в сутки едят хищники.
Какое значение для природного сообщества имеет большая скорость пищеварения птиц?
2. У птиц кожа непроницаема для воды, отсутствуют потовые железы. Однако значительное количество воды теряется при вентиляции легких. Некоторые мелкие птицы могут терять за сутки до 35% веса тела.
Как решается проблема обезвоживания у птиц? Одинаково ли осуществляется выделение у морских и лесных птиц? Как вы думаете почему у птиц нет мочевого пузыря?
3. Какие же особенности внутреннего строения птиц позволяют им подняться в небо?
4. Значение полета в жизни птиц (добывание пищи, поиск партнера, расселение, избегание неблагоприятных условий и др.).
Учитель: Многие перелетные птицы сейчас возвращаются на родину, пролетая тысячи километров, чтобы построить гнезда и вырастить птенцов. Давайте сделаем все от нас зависящее, чтобы сохранить этих защитников наших садов и полей, удивительных существ, радующих нас своими песнями и красотой.
Рефлексия.
Оценки за урок.
Домашнее задание.
- 1.Параграф 45
2.Ответить на вопросы 1 и 5 — письменно. Вопросы 2,3,4 — устно.
Приложения:
-
file0.doc.. 34,5 КБ
Опубликовано: 21.03.2021
Приспособление птиц к среде обитания
Характеристики внешней структуры часто меняются в зависимости от среды обитания. Например, у дятла, живущего в лесу, есть острые когти. С их помощью он передвигается по ветвям деревьев, опираясь на хвост твердыми перьями. Клюв этой птицы похож на стамеску. С его помощью, а также с помощью длинного липкого языка он достает насекомых и личинок с коры, семена — с шишек.
Птицы — обитатели водоемов, также имеют ряд важных приспособлений. Это короткие нижние конечности с плавательными перепонками, густые перья, смазанные водоотталкивающим секретом особых желез. «Выходи из воды насухо» — эта известная всем пословица появилась благодаря особенностям жизни водоплавающих птиц.
Обитатели открытых пространств — степей и пустынь обладают защитными перьями, очень мощными ногами и прекрасным зрением.
Прибрежные птицы — мастера планеризма. Альбатросам, чайкам и буревестникам характерны крепкие и длинные крылья. Но хвост у них короткий. Все это позволяет обитателям побережья ловить рыбу прямо с воздуха.
можно ли увидеть добычу на расстоянии до тысячи метров? Для хищников это не имеет большого значения. Ястреб, сокол, орел — ведущие представители этой группы. У них большой изогнутый клюв, который хватает и отрывает пищу. А мощные острые когти не оставляют шансов на спасение. Хищники способны подолгу парить в воздухе благодаря очень широким крыльям. А те из них, кто охотится ночью, также обладают острым зрением и прекрасным слухом. Например, совы и филины.