Познавательно-исследовательские методы
Подобные методы, или попросту наблюдения, имеют в своей основе общение с окружающим пространством, изучение разнообразных объектов и предметов природы, а также непосредственный контакт со многими объектами флоры и фауны.
Подобные исследования, местом которых могут быть живой уголок или все, что можно встретить на прогулке, обычно включаю простые бытовые моменты:
- Уход за растениями (включая их посадку и рост), которые находятся в живом уголке;
- Анализирование поведения животных, птиц, насекомых;
- Изучение почвы;
- Подкормка птиц;
- Мсследование природных явлений;
- Проведение экскурсий.
Именно такие методы являются ключевыми при обеспечении экологического образования в детских дошкольных учреждениях, они дат возможность исследовать и понять взаимосвязи в природе, а также развить определенное отношение к ней.
Формы и методы работы с детьми
Проблемы экологии в последние несколько лет являются основными проблемами населения Земли, при чем они касаются всех без исключения: и рядового гражданина и высокопоставленного чиновника. Активная техногенная деятельность и халатное отношение к природе, постоянные аварии, создали среду, опасную для жизни.
Больше всего в изменяющихся условиях среды страдают дети. Их хрупкий организм чувствителен к загрязнению воздуха, воды и низкому качеству продуктов. Сложившаяся в настоящее время экологическая обстановка, во многом зависит от недостаточного экологического образования. Именно невежество в области экологии породило потребительское отношение к природе.
Поэтому важной задачей на сегодняшний день является воспитание экологически образованных граждан. А просвещать детей в сфере экологии, нужно начинать уже с дошкольного возраста
Статья: Экология для дошкольников
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Главной задачей педагогов в этом случае является формирование осознанного отношения к окружающей природной среде, к людям, занимающимся охраной природы и к людям, создающим на основе природных богатств духовные ценности. Кроме того, экологическое воспитание формирует осознание себя частью живой природы, понимание значимости жизни и зависимость ее от окружающей среды.
Работа с детьми дошкольного возраста предполагает множество нюансов. Основной целью педагогической работы с детьми, является формирование цельной, социально ответственной личности
Для того чтобы цель была достигнута, важно решить следующие задачи:
- Сформировать стремление к познанию мира природы.
- Направить активность ребенка на сознательную защиту природных ресурсов.
- Воспитать в ребенке экологическое мышление и гуманное отношение к миру.
- Дать детям необходимые базовые знания по экологии.
В методику систему воспитания экологической культуры дошкольников входит организации массы мероприятий, среди которых можно выделить:
- минутки экологии;
- экскурсии;
- экологические сказки;
- природоохранные акции;
- эксперименты и опыты;
- развивающие дидактические игры.
Рассказ 8. Взрыв без шума
Далеко па севере нашей страны лежит огромная безлесная равнина — тундра. Там живут очень занятные зверьки — лемминги, похожие на крупных и толстых мышей с короткими хвостиками. Едят лемминги траву, грибы, лишайники. Живут они в норках, а кормиться выходят к вечеру.
Но в одно прекрасное лето с ними происходит что-то странное. Леммингов становится гораздо больше, чем обычно. К осени они съедают всю траву, все грибы, -п очти все лишайники. Они уже не прячутся, наоборот — они никого не боятся и храбро бросаются на подходящих к ним людей и животных. И наконец, будто по команде, они отправляются в поход.
Зверьки покрывают всю тундру как рыжевато-бурый ковер, и ковер этот движется. Лемминги бегут, не останавливаясь на отдых. За ними следуют песцы, волки, хищные птицы. Чтобы поймать добычу, им уже не нужны ловкость и охотничья сноровка — добыча сама идет в пасти и клювы. Встретится река — лемминги ее переплывают, окажется на пути морской залив — плывут и через него.
Почему же лемминги отправились в этот удивительный поход? Просто-напросто в тундре было несколько теплых лет подряд. В такие годы бывает особенно много травы и грибов, лемминги живут сытно и детенышей у них рождается особенно много. Малыши быстро вырастают, тоже заводят детей. И вдруг оказывается, что леммингов во много раз больше, чем в обычные годы. В пищевой цепочке их звено стало непомерно большим, весы природы качнулись в одну сторону. Ученые говорят об этом:
Произошел экологический взрыв.
Такие бесшумные взрывы нередко случаются у животных, которые могут быстро размножаться, например у мышей или бабочек. В старину бывали бедствием мышиные годы, когда мышей становилось в десятки раз больше, чем обычно. Но вслед за ними размножались их враги — ласки, хорьки, лисы, и через год мышей оставалось совсем мало. Так природа сама поправляет себя, и равновесие восстанавливается, пищевая цепочка приходит в порядок.
Но ошибки, которые делают люди, природа не всегда может исправить.
Рассказ 14. Птичий город на деревьях
Давай заглянем в одно очень интересное место — в дельту Волги, туда, где наша великая русская река впадает в море.
Вот плывем мы по узкой протоке на маленькой плоскодонной лодочке, бесшумно отталкиваясь от дна шестом. Вокруг — большие и малые острова, поросшие ивой и густым тростником. И за каждым поворотом, у каждого золотистого пляжика нам встречается что-то интересное.
Вот и сейчас — сначала слышен какой-то шум
Осторожно выглянув из-за тростника, видим целую компанию огромных бело-розовых птиц. Это пеликаны. Хлопая крыльями по воде, они пугают рыбу, загоняют ее в маленький заливчик и хватают своими огромными клювами
Немного подальше на коряге сидят черные бакланы. Они тоже рыболовы, только они ныряют за своей добычей и ловят ее под водой. Порой так наедаются, что взлететь не могут. Мчится баклан по воде, изо всей силы хлопая крыльями, и никак ему не подняться — так много у него в брюхе мелкой рыбешки
Хлопая крыльями по воде, они пугают рыбу, загоняют ее в маленький заливчик и хватают своими огромными клювами. Немного подальше на коряге сидят черные бакланы. Они тоже рыболовы, только они ныряют за своей добычей и ловят ее под водой. Порой так наедаются, что взлететь не могут. Мчится баклан по воде, изо всей силы хлопая крыльями, и никак ему не подняться — так много у него в брюхе мелкой рыбешки.
Еще дальше, на деревьях, целый птичий город. На каждом десятки гнезд. Можно залезть на дерево, выбрать пустое, брошенное хозяевами гнездо и усесться на нем. Сначала птицы всполошатся, взлетят, но, если сидеть неподвижно, они быстро привыкнут к тебе и вернутся к птенцам. Тогда ты сможешь совсем близко наблюдать за их жизнью. Вот сидят в гнезде пятеро бакланят — уже подросших, каждый размером с хорошую курицу. Подлетит мать, сядет рядом — птенцы шеи вытянут, рты раскроют и орут, есть просят. Бакланиха нагнется к самому крикливому и вдруг как нырнет головой к нему в глотку! Так она его кормит: засовывает рыбешку прямо в зоб. Потом остальных покормит и снова летит на промысел. А рядом выкармливают птенцов коричнево-красные каравайки с изогнутым клювом — таким очень удобно вылавливать в иле всякую мелкую живность. Еще здесь гнездятся цапли — самые разные. И серые, и желтые — египетские, и самые красивые — белые, с пучками ажурных перьев по бокам. Когда-то такие перья ценились дороже золота, из-за них белых цапель чуть было совсем не уничтожили.
А неподалеку начинаются заросли удивительного водного растения — лотоса, который цветет огромными, размером с тарелку, нежно-розовыми цветами.
В этих местах нельзя охотиться, ловить рыбу, рубить деревья и даже косить траву, потому что здесь заповедник. Заповедник — это такое место, где берегут и сохраняют всех животных и все растения, — одним словом, все обитающее здесь природное сообщество. Но природу здесь не только охраняют — ее исследуют. Круглый год работают тут ученые, разгадывая секреты жизни растений, насекомых, птиц и зверей. Ведь чтобы понять законы природы, прежде всего ее надо изучать там, где она еще не тронута человеком.
Заповедник, в котором мы побывали, называется Астраханским. А всего у нас в стране больше ста пятидесяти заповедников. Они устроены в северной равнине — тундре, в дремучих лесах, в степях, в пустынях и в высоких горах. В них сберегается все разнообразие природы нашей огромной страны.
Рассказ 16. Нефть в море
Плыл по морю огромный корабль. Он вез в трюмах столько нефти, что ею можно было целую зиму отапливать большой город.
Беда случилась перед рассветом. Корабль затрясся от удара — он наскочил на подводную скалу. Послышался грохот, скрежет металла, испуганные крики, а потом плеск воды, заливающей судно. Матросы спустили спасательные шлюпки и отчалили от гибнущего корабля. Весла ударили по воде с непривычным глухим плеском, и от моря пахло не солью и водорослями, как обычно, а нефтью. Она широко разлилась по воде. А утром пляжи и прибрежные скалы были покрыты скользкой черной пленкой.
Настало страшное время и для жителей прибрежных городков, и для всех обитателей моря.
Первыми пострадали птицы. Чайки, гагары, утки садились в воду, не подозревая об опасности, и уже не могли взлететь, потому что нефть склеивала им перья. Люди пытались помочь птицам — ловили, отмывали в теплой воде со стиральным порошком. Но спасти удалось несколько сотен, а погибли десятки тысяч. Повсюду, куда ни взглянуть, лежали мертвые птицы.
Потом настала очередь мелководных ракушек — мидий, устриц. Они стали задыхаться, потому что нефть не пропускала в воду кислород. Затем погибли водоросли — они тоже не могли жить в отравленной нефтью воде. А рыбы и прочие морские животные просто уплыли подальше.
Закрылись на берегу курорты и гостиницы — никто не хотел купаться.в грязной воде. Нечего стало ловить рыбакам. Во всем мире газеты писали о том, что из-за гибели одного-единственного корабля побережье пострадало от страшной катастрофы. Не простой катастрофы, а ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ. Ведь погибло все прибрежное сообщество морских растений и животных. Пройдут многие годы, прежде чем эти берега очистятся от нефти и в чистой морской воде снова будут жить водоросли, ракушки и рыбы. Эта катастрофа еще раз заставила людей задуматься о том, как легко ранить природу и как трудно ее вылечить.
Рисунки или поделки на тему экология
This “official” pre-launch Earth Day show celebrates Earth Day as 1600 x 1200 · 1450 kB · png Source
Поделки токаря: поделки тема пожарная 640 x 480 · 99 kB · jpeg Source
Детские рисунки на тему экология 640 x 424 · 91 kB · jpeg Source
: Охрана жизни глазами детей рисунки 624 x 832 · 52 kB · jpeg Source
Рисунки на экологическую тему на 1024 x 727 · 171 kB · jpeg Source
Рисунки на экологическую тему «Береги 800 x 579 · 372 kB · jpeg Source
Рисунки на экологическую тему — 2 Мая 900 x 675 · 167 kB · jpeg Source
Детские рисунки на тему экология 1024 x 768 · 55 kB · jpeg Source
Рисунки учеников на экологическую 520 x 390 · 52 kB · jpeg Source
Экология — глазами детей 4000 x 3000 · 2824 kB · jpeg Source
Рисунки на тему Экология и чистый 1506 x 1090 · 312 kB · jpeg Source
Экология и экологическое воспитание 960 x 671 · 124 kB · jpeg Source
Экологический плакат владивосток без 843 x 549 · 125 kB · jpeg Source
Рисунки на тему Экология и чистый 500 x 333 · 30 kB · jpeg Source
Рисунок «Давайте дружить» Нган Ли Ки 640 x 427 · 130 kB · jpeg Source
Рисунок на тему экология — Города мира 500 x 483 · 61 kB · jpeg Source
Рисунки на тему экология , раскраски 587 x 621 · 30 kB · jpeg Source
Щёлковский городской парк культуры и 900 x 521 · 352 kB · jpeg Source
В Перми состоится краевой конкурс 600 x 450 · 229 kB · jpeg Source
Мультяшный грузовик, иллюстрация 567 x 405 · 199 kB · jpeg Source
Рисунки на тему Экология и чистый 960 x 720 · 75 kB · jpeg Source
Рисунки рисунок двигателя рисунки 500 x 309 · 70 kB · jpeg Source
Рисунки на тему осень 4 550 x 430 · 173 kB · jpeg Source
Детские рисунки на тему экология 859 x 566 · 70 kB · jpeg Source
Рисунки на тему Экология и чистый 500 x 317 · 61 kB · jpeg Source
Показать детские рисунки на тему моя 1000 x 854 · 170 kB · jpeg Source
Рисунки на тему экология — Города мира 600 x 438 · 23 kB · jpeg Source
Рисунки на тему экология — Города мира 500 x 485 · 23 kB · jpeg Source
Детские рисунки на тему экология 500 x 453 · 72 kB · jpeg Source
Пожарные глазами детей: «нетолстые и 800 x 559 · 307 kB · jpeg Source
Салют над Кремлём 555 x 416 · 181 kB · jpeg Source
Детские рисунки на тему экология 500 x 499 · 57 kB · jpeg Source
Рисунки с темой экология — рисунки с 500 x 475 · 67 kB · jpeg Source
Рассказ 12. Нужны ли пастбищу овцы?
Если хищники нужны природе, то как с травоядными животными — оленями, антилопами, зебрами, для которых нет ничего вкуснее сочной травы? Ведь как достается этой траве! Ее щиплют зубами, вытаптывают копытами, мнут. Ученые и подумали: а что, если никто не будет поедать и вытаптывать эту траву? Отгородили участок степи, чтобы туда никто не заходил, и стали ждать.
А через пять лет заметили, что трава, которую никто не мял и не щипал, хиреет. В чем дело? Присмотрелись и увидели, что из старых, отмерших стеблей на земле образовалась плотная подушка — не пробиться сквозь нее молодым стебелькам.
Значит, степная трава не может нормально расти без животных, которые ее поедают? Выходит, что так. Без травоядных животных степям так же плохо, как оленям без хищников. Они помогают сохранить равновесие в природе. Когда они щиплют траву, то освобождают место для новой, молодой поросли. Когда они бьют по земле копытами, то втаптывают в нее семена, которые взойдут на будущий год.
Но если на пастбище пасется слишком много скота — это грозит бедой. Лошади, овцы и коровы выщипывают и вытаптывают траву до самой земли, почву начинает развевать ветер и размывать дождь. Пастбище может погибнуть, превратиться в бесплодную землю.
Игровые методы
Именно игровые методы принято использовать при обучении детей самого разного возрастного ценза. Если говорить о младших детях, то для этого можно применять бизиборды и разнообразные модели животных. В качестве экспериментального обучения рекомендуют применять игры с природными ресурсами (та же вода, песок), которые могут близко познакомить малышей с качествами и свойствами веществ
В более старшем возрасте приемлемо практиковать игры различного типа: обучающие, дидактические, настольные, ролевые, причем как внутри помещения, так и на улице, благодаря которым развиваются множество полезных навыков (память, внимание) и закрепляется информация об окружающем мире
Сортировка отходов
«Сортируй» — украинское приложение для сортировки отходов. Содержит инструкции и указания по раздельному сбору и утилизации отходов.
EcoKids – белорусское приложение сортировке отходов и экономии воды и энергии.
iRecycle – приложение о сборе и переработке отходов. Доступно только на английском языке. Включает рекомендации по переработке и экономии энергии и воды, помогает найти пункты приема тех или иных отходов.
Compost Challenge – игра о раздельном сборе и компостировании, разработчики которой обещают в игровой форме рассказать о пользе раздельного мусора.
My waste — приложение для жителей городов, где уже введена система раздельного сбора отходов. Дает возможность настроить уведомления о вывозе отходов, графике работы пунктов приема и т.д.
Recyclemap.ru – сайт, созданный российским отделением «Гринпис». Содержит информацию о пунктах приема вторсырья. Регулярно заполняется волонтерами, на сегодняшний день актуален более чем для 45 городов РФ.
Чем оформить экологический уголок
Модель обустройства уголка природы в детском саду включает:
- стенд с картинками или плакатами на темы правил полива цветов, обращения с животными, с информацией о съедобных и несъедобных грибах, а также местом для календаря природы и творчества малышей;
- стол или комод для размещения материалов экспериментальной зоны;
- коробки с материалами, инструментами;
- цветочные горшки.
Все составляющие уголка можно купить, однако такой подход лишит экозону индивидуальности. Поэтому многие педагоги склоняются к тому, что готовые элементы можно сочетать или дополнять деталями собственного изготовления. К тому же такой подход будет наглядно демонстрировать детям ценность труда.
- Для стенда можно использовать лист фанеры подходящего размера и даже формы, на который натягивается ткань. Если между основой и обивкой проложить поролон, то материалы наглядности можно крепить кнопками или двусторонним скотчем, обеспечивая тем самым частую смену информации.
- Единый дизайн цветочных горшков можно сделать, обтянув их тканью или обклеив кусочками разноцветного оракала.
- Коробки, ящички также можно украсить аппликациями, декупажем, не забывая подписать каждую тару для хранения материалов.
Ещё одним постоянным обитателем экоуголка в младшей группе может быть кукла в сезонной одежде
Как назвать
Название центра природы — это важный элемент придания предметно-развивающей среде оригинальности. Для младших групп оно должно легко произноситься, так как детям 1,5–4 лет трудно даются сложные слова.
- «Я и природа».
- «Наш мир».
- «Мы и мир вокруг».
- «Мы и природа».
- «Окно в природу».
В средней и старших группах название может подчёркивать личную ответственность за состояние экологии.
- «Я и экология».
- «Дети Земли».
- «Я познаю мир природы».
- «Мы знакомимся с природой».
- «Экологический вестник».
- «Мы в мире природы».
- «Заботливые друзья природы».
Текст этой презентации
Слайд 1
Экологическое воспитание в ДОУ.
Слайд 2
• Цель экологического образования — формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой;
Слайд 3
Дошкольники — начальное звено системы непрерывного образования, значит, содержание их образования должно быть увязано с содержанием экологического образования следующих ступеней — школьников. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности;
Слайд 4
Знания — не самоцель, они лишь помогают сформировать у детей определенное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию; У детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формированию экологического мировоззрения
Очень важно поддерживать этот познавательный интерес;
Слайд 5
Содержание должно отличаться научностью. Несмотря на возраст, дети должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе
Формирование научного мировоззрения особенно важно в наше время, когда в обществе широко распространено мифологизированное сознание, не научный подход к объяснению природных явлений; • Содержание должно способствовать формированию у детей целостного восприятия окружающего мира, с одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого — с другой;
Слайд 6
Экологическое образование — часть общего образования, оно имеет межпредметный характер, способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, — то есть становлению личности в целом; Нормы экологически грамотного безопасного поведения: дети должны научится понимать и формировать самостоятельно на основе комплекса элементарных экологических знаний и осознания причинно — следственных связей в природе;
Слайд 7
Педагоги: •ответственно подходят к организации природной среды в группах, внедряют в практику новые технологии, знают методику экологического воспитания, ведут экспериментальную работу с детьми, разрабатывают интегрированные занятия, занимаются экологическим просвещением родителей. Дошкольники: •радуются встрече с природой •по собственной инициативе наблюдают за живыми объектами •видят разнообразие природного мира •признают ценность жизни •имеют представления о правилах поведения в природе •сформировано начало экологической культуры Родители: •участвуют в совместных акциях и приобщении детей к миру природы
Слайд 8
Отличие экологических занятий от ознакомления с природой.Экологические занятия.Необходимо обратить внимание ребят на те условия, без которых береза не может прожить, на ее связи с окружающей средой, с птицами, насекомыми. Например: березе нужна почва — она держит ее корни, которые высасывают из земли воду и «пищу», нужен воздух — листики дышат, нужен дождь, ветер, который разносит семена, и т.п
Ознакомление с природой.
Вы показываете им дерево и рассказываете, как оно называется, — например, береза. Вы предлагаете детям обсудить следующие вопросы: Чем дерево отличается от кустарников? А береза от дуба? Какие части есть у дерева? Какого цвета его листья? Какими они станут осенью?
Слайд 9
Основные типы экологической НОД.Первично-ознакомительного типа. Углубленно-познавательного типа. Занятия обобщающего типа. Занятия комплексного типа.
Слайд 10
Принципы отбора содержания экологического образования дошкольников:Научность. Доступность.
Гуманистичность. Прогностичность.
Деятельностность. Интеграция.
Слайд 11
Формы и методы работы с родителями:Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка
Беседы с родителями о важности данной проблемы.
Оформление папки «Люби и охраняй окружающую природу».
Изготовление фотоальбома.
Привлечение родителей к пополнению уголка природы.
Участие родителей в различных конкурсах на экологические темы.
Участие родителей в субботниках.
Проведение совместных экологических экскурсий.
Анкетирование родителей с целью выявления их экологической компетентности
Эколайфстайл
Категория универсальных приложений, которые содержат и советы, и образовательные материалы, и новости об уменьшении экоследа, пользе сортировки мусора. Помогают вести экологичный образ жизни и рассказывают о его плюсах.
Ecoviate – приложение с экосоветами, экологическими новостями, обзором экологических товаров. В приложении разработана система баллов за активность, которые потом можно менять на вознаграждения.
GoodGuide — справочник по экологическим товарам с описанием их свойств и особенностей. Содержит собственную базу товаров и сканер штрих-кодов, с помощью которого можно проверить, отвечает ли товар требованиям экологичности.
«Экополка» — аналогичное приложение российских разработчиков. Содержит информацию о различных категориях экологичных товаров и магазинов, оснащен сканеров, который помогает определить, насколько экологичен тот или иной товар. В приложении можно добавлять информацию о товарах и магазинах. В случае, если они проходят проверку модераторами, то они попадают в общую базу данных приложения.
#climate – приложение, предлагающее разные методы по снижению влияния на климат и сервисы их отслеживания и слежения. Обладает системой интеграции в социальные сети, возможностью приглашения друзей.
Наверняка, есть и другие приложения по экологической тематике, которые не попали в этот список. Рынок приложений быстро развивается, поэтому появления новых и более совершенных сервисов стоит ожидать чуть ли не ежедневно. Так или иначе, в зависимости от потребностей вы можете выбрать подходящее вам мобильное приложение и использовать его на благо экологии.
Методики работы с детьми и их формы при экологическом воспитании
При создании и функционировании программ по экологическому образованию малышей в дошкольных учреждениях требуется, прежде всего, учитывать имеющиеся возрастные особенности, и, конечно же, предписания ФГОС.
При подготовке к учебным занятиям по экологии в дошкольном учреждении обычно имеет место обширное применение самых различных наглядных материалов дидактического характера, часть из которых вполне может быть приготовлена совместно с малышами.
Главными методиками экологического обучения в детских садах являются несколько методик, которые весьма активно применяются в этом серьезном процессе:
- Игровые методы и участие в экспериментах;
- Наблюдение вместе с познавательно-исследовательскими моментами;
- Практическая работа.
Развивающая экологическая среда и экологическое воспитание
Для ребенка важно создать не только программу, по которой он будет обучаться, но и организовать пространство вокруг него таким образом, чтобы оно дополняло теоретические знания об экологии. С этой задачей успешно справляются такие приспособления как:
- зимний сад;
- уголок природы в группе;
- учебно-наглядные пособия;
- живой уголок.
Основополагающими принципами работы по экологическому воспитанию должны стать:
- Принцип доступности. Усвоение материала детьми должно происходить по следующей схеме: «представление-понятие-знание».
- Принцип спирали. То есть все знания, полученные ребенком, нужно то и дело освежать. Сделать это можно при помощи блиц-опросов или викторин, на которых дети смогут вспомнить, что они уже проходили.
В современном мире ребенок окружен самой разнообразной информацией, поэтому у него возникает множество вопросов к педагогу, на основе той информации, которую он получил. Поэтому педагог должен строить занятия таким образом, чтобы удовлетворить любопытство малыша и дать понятие об экологических основах.
Замечание 2
Самой доступной формой информации для детей являются сказки. В сказках, в иносказательной форме, малышу подается информация, которую он легко сможет запомнить и воспроизвести в будущем. Сказки могут быть о животных, волшебные и даже придуманные самими детьми.
Практическое взаимодействие с природой и экскурсии могут стать одним из самых запоминающихся событий для ребенка. Можно устроить выход всей группой в зоопарк или на ферму, где малыши смогут прикоснуться к животным или покормить их. Таким образом, дети поймут, что все животные тоже нуждаются в пище, воде, солнце. Со временем дети смогут понять, что животные и растения зависимы от человека, так сформируется их бережное отношение к природе.
Эксперименты. Все дети любопытны и любят что-то делать своими руками. Если условия позволяют, можно продемонстрировать детям множество опытов, которые покажут, как действуют физические явления в природе или как растет растение
Важно заинтересовать ребенка, можно позволить ему самому непосредственно участвовать в опыте. Такие опыты можно проводить и в домашних условиях
Например, посадить лук в горшок и вместе с малышом наблюдать, как он растет.
Еще одной формой познавательной деятельности для ребенка являются игры. В ходе игры очень легко дать ребенку необходимые знания об окружающих предметах. Еще более полезными являются дидактические игры, в ходе которых можно давать ребенку различные задания, которые помогут закрепить полученные знания и понять уровень знаний ребенка. В ходе таких игр дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщать
При этом тренируется память ребенка, внимание, произвольное восприятие. Ребенок учится объяснять свои действия, отстаивать свою точку зрения
Картинки экологические проблемы окружающей среды
Сельское хозяйство. Удобрения, ядохимикаты, применяемые в сельском и лесном хозяйстве, также оказываются в почве и отравляют окружающую среду. Транспорт. При работе двигателей внутреннего сгорания интенсивно выделяются оксиды азота, свинец, углеводороды и другие вещества, оседающие на поверхности почвы или поглощаемые растениями. Всё это ведёт к уменьшению плодородия и способности жизнеобеспечения земли. Нефть и нефтепродукты являются наиболее распространенными загрязняющими веществами в мировом океане. Активно загрязняют океан и нитраты, фосфаты, инсектициды, гербициды и бытовой мусор. Ежегодно в мировой океан поступает нефти и нефтепродуктов 26,563 млн.т., химических веществ примерно 200 млн.т., фенолов 0,460 млн.т, отходов производств синтетических волокон 5,500 млн.т, а также множество других вредных веществ. К сожалению, в данное время человек мало делает для очищения и улучшения состояния природы, в частности почвы, мирового океана и атмосферы. Строительство очистительных заводов, на которых производилась бы переработка отходов, уменьшение выброса в атмосферу газовых веществ намного улучшили бы экологическое состояние природы
Как оформить экологический центр
Наполнение уголка природы должно отвечать ряду требований, обозначенным Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).
- Экологический центр должен быть в каждой группе.
- Для поддержания благоприятных условий для роста и развития растений необходим свет, поэтому уголок стоит расположить у окна.
-
Для декорирования экологической зоны предметно-развивающей среды следует использовать природные материалы (шишки, каштаны, ракушки, камешки и пр.).
- Материалы уголка природы должны быть безопасны для здоровья и жизни детей.
- Для знакомства с живой природой в экоцентре располагают только комнатные растения, мини-огороды. Содержание животных в помещении группы, раздевалке, спальне, туалете нормами САНПИНа для Доу 2.4.1.3049–13 п.6.11 запрещено.
Для школьников среднего возраста
Для более взрослых детей мобильные приложения носят уже не столько игровой, сколько исследовательский характер.
Habitactics – тактическая игра, в которой пользователь может изучать особенности той или иной местности, флору и фауну. Игровой момент заключается в поддержании баланса экосистемы с помощью контроля количества тех или иных видов животных. Например, если будет избыток хищников, вымрут травоядные, экосистема будет нарушена. С этим то и должен справиться игрок.
iNaturalist – социальная сеть для натуралистов. В нее можно загружать фотографии обнаруженных животных и растений, делиться ими с другими участниками, обсуждать их фотографии.
NASA как и National Geographic запустила собственный детский сайт с играми, видеоматериалами и образовательным контентом
Через мультимедийные сервисы, игры и иллюстрированные материалы детям рассказывают, как уменьшить свое негативное влияние на окружающую среду, почему важно перерабатывать мусор, какие лучше применять лампочки и т.д. Минус ресурса – только английский язык
Enercities – игра, которая запускается с сайта или из Facebook. В ней пользователю предстоит возвести город и балансировать между экономикой и экологией, контролировать доходы и качество жизни населения. Игра финансируется еврокомиссией и нацелена на обучение детей навыкам стратегического планирования.
«Экоферма» — похожая на Enercities игра российского производства. Игроку предлагают построить город, наладить производство, строить инфраструктуру, балансируя между прибыльностью и вредностью его фермы.
«Школьный эко-патруль» — проект из Татарстана. Приложение, в котором активные ученики могли бы делиться фотографиями экологических нарушений и следить за их устранением. У программы свыше 10 тысяч скачиваний. Пользователи отмечают, что программа имеет множество ошибок и работает нестабильно
Так или иначе, чтобы привлечь внимание к приложению, был учрежден экологический конкурс, который до сих пор проводится в республике
Экологические мероприятия в библиотеке
Детские городские и районные библиотеки проводят мероприятия на тему природы и экологии в соответствии с собственным планом. Как правило, они довольно свободны в выборе темы и формы занятия. Библиотеки ориентируются в большей мере на молодых читателей, жизненные ценности которых еще формируются.
Экологические мероприятия в школьной библиотеке проводятся совместно с учителем биологии, экологии или окружающего мира. При выборе темы мероприятия преподаватель с библиотекарем изучает книжный фонд.
Составляют экологическую картотеку, собирают папку печатных изданий со статьями о природе. При необходимости доукомплектовывают фонд актуальными книгами по экологическому образованию.