Вредные вещества, образующиеся в процессе эксплуатации транспорта
Экологические проблемы автомобильного транспорта очень актуальны и связаны с особенностями работы современных моделей. Если брать усреднённые показатели, то одна машина в течение года поглощает около четырёх тонн кислорода, необходимого для запуска процессов сгорания топлива. В результате работы двигателя автомобиля образуются отработанные газы, состоящие из множества вредных компонентов.
Так, в год выбрасывается порядка 800 кг угарного газа, 180-200 килограммов углеродов и примерно 35-40 кг оксидов азота. Также в атмосферу выделяются и канцерогенные соединения: порядка пяти тысяч тонн свинца, около полутора тонн бензапилена, свыше 27 тонн бензола и более 17 тысяч тонн формальдегида. А общее количество всех вредных и опасных веществ, выделяемых в процессе эксплуатации автомобильного транспорта, составляет около 20 миллионов тонн. И такие цифры огромные и пугающие.
Всего в состав отработанных газов, выделяемых автомобильным транспортом, входит свыше 200 различных компонентов и соединений, и подавляющее их большинство обладает токсичными свойствами. А некоторые вещества образуются в результате эксплуатации машин и их взаимодействия с окружающими поверхностями, например, из-за трения резины об асфальт.
Нельзя недооценивать и вред различных автомобильных деталей, утилизации которых не уделяется должного внимания. В итоге образуются стихийные свалки с миллионами запчастей транспорта, изготовленных из резины и металлов, которые также выделяют опасные пары в атмосферу.
Процесс работы двигателя автомобильного транспорта очень сложен и включает массу различных реакций. В ходе последних образуются многочисленные вещества, основными среди которых являются:
- Углеводороды являются соединениями, состоящими из изначальных или подвергшихся распаду элементов топлива.
- Сажа представляет собой образующийся в результате пиролиза твёрдый углерод и основную составляющую нерастворимых частиц, выделяемых двигателем автотранспорта.
- Оксиды серы образуются в процессе входящей в состав автомобильного топлива серы.
- Оксид углерода – это не имеющий запаха и цвета газ, имеющий невысокую плотность и быстро распространяющийся по атмосфере.
- Углеводородные соединения. Они изучены довольно плохо, но учёным уже удалось выяснить, что эти компоненты выхлопных газов могут служить исходными продуктами для формирования так называемых фотооксидантов.
- Оксид азота является бесцветным газом, а диоксид приобретает насыщенный бурый оттенок и характерный неприятный запах.
- Сернистый ангидрид представляет собой газ без цвета, но с очень едким запахом.
Экология и автомобильный, морской и воздушный транспорт — статистика
На правительственных и евросоюзных ресурсах выложено множетство интересных фактов и статистических данных о выбросах CO2 в транспортном секторе. Из отчета следует, что структура распределения выбросов CO2 по видам транспорта на 2019 год выглядит следующим образом:
- более 70% загрязнения воздуха CO2 приходится на наземный транспорт (легковые автомобили, грузовики, легкие коммерческие автомобили и мотоциклы),
- на водный транспорт приходится 14% выбросов CO2,
- около 14% загрязнения воздуха приходится на гражданскую авиацию и железнодорожный транспорт.
За небольшую оставшуюся часть выбросов отвечают железнодорожные перевозчики и владельцы других транспортных средств. Простая математика делает очевидные выводы: влияние автомобильного транспорта на окружающую среду очень велико. Поэтому, как человечество, мы должны предпринять все возможные шаги, чтобы минимизировать его негативное воздействие.
Морской транспорт и экология
Морской транспорт играет значительную роль в современной логистике, однако экология по-прежнему остается проблемой для этой формы перевозов. Контейнеровозы или пассажирские паромы по-прежнему могут оказывать негативное воздействие на подводную и надводную среду и на качество жизни людей, живущих вблизи портов. Как водные транспортные средства могут нарушить функционирование экосистем? Спектр воздействия включает:
- повышенный уровень шума (под водой и над водой),
- разливы нефти и сточных вод,
- выбросы выхлопных газов (CO2, окись углерода, оксиды серы, оксиды азота, твердые частицы).
Вопрос воздействия морских транспортный средств на экологию или угроз, связанных с активизацией водного движения, все чаще поднимается мировыми лидерами. В 2021 году был создан первый Европейский экологический отчет по морскому транспорту (EMTER`21). Этот рапорт тесно связан с концепцией «Зеленого курса» (комплекса решений, направленных на достижение нулевого уровня выбросов CO2 к 2050 году).
Железнодорожный транспорт и экология
Железнодорожный транспорт – один из самых экологически чистых видов транспорта. Он генерирует незначительное количество парниковых газов и не отягощает окружающую среду шумом в непрерывном режиме. В соединенных поездах можно безопасно перевозить большое количество товаров и пассажиров. Железнодорожные насыпи также не являются преградой для животных – это помогает поддерживать преемственность видов на данной территории.
В течение многих лет на железных дорогах использовались деревянные шпалы, пропитанные токсичным креозотовым маслом. В настоящее время их чаще всего заменяют экологическими бетонными основаниями, не оказывающими вредного влияния на качество почвы, воды и условия жизни животных и растений.
Состояние транспортной сети страны
Важную роль в плане интенсификации экономического развития сегодня играет транспортная сеть страны. Транспортная сеть представляет собой устойчивую совокупность транспортных связей населенных пунктов, промышленных и иных объектов, по которым осуществляются грузовые и пассажирские перевозки.
Транспортная сеть Российской Федерации (как и любой другой страны) включает в свой состав множество различных объектов транспортной инфраструктуры. Данные объекты предназначены для организации движения при помощи разных видов транспорта. В частности, структура транспортной системы России в настоящее время представлена следующими видами транспорта:
Статья: Состояние и развитие транспортной сети страны
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
- Железнодорожный транспорт — обеспечивая 44,4 % от общего грузооборота России, считается у нас в стране наиболее важным видом транспорта, который осуществляет грузовые и пассажирские перевозки по рельсам посредством механической тяги.
- Трубопроводный транспорт — представляет собой технологическую совокупность взаимосвязанных трубопроводов, по которым транспортируют природные ресурсы (в первую очередь, нефть и природный газ), из восточных регионов России в западные и далее за рубеж, обеспечивая 46,4 % от общего грузооборота.
- Автомобильный транспорт — используется для транспортировки тяжелых грузов в тех областях страны, где отсутствует железнодорожное сообщение, обеспечивая 4,6% от общего грузооборота.
- Морской транспорт — обеспечивает 0,6 % от общего грузооборота России, наиважнейшие морские порты страны располагаются в Санкт-Петербурге, Архангельске, Владивостоке, Находке.
- Речной транспорт — эксплуатируется на крупных реках, которые соединены между собой сетью каналов; наиболее крупные речные пути России расположены в Сибири и в северных регионах страны, поэтому речной транспорт получил наибольшее развитие именно там; обеспечивает 3,9 % от общего грузооборота.
- Авиационный транспорт — отличается самой высокой скоростью перевозок, но в то же самое время и самой высокой стоимостью, из-за чего его основная специализация связанна с пассажирскими перевозками, а перевозки грузов осуществляются в ограниченном количестве (обеспечивает 0,1 % от общего грузооборота).
Отсюда следует вывод, что более 90 % общего грузооборота в России обеспечивается за счет трубопроводного и железнодорожного транспорта. Это объясняется особенностями как структуры национальной экономики (большой удельный вес экспорта природных ресурсов), так и географического положения страны (ее площадью и протяженностью).
Согласие на обработку персональных данных
Я, (далее – «Участник»), действуя свободно, по своей волей и в своем интересе даю конкретное, информированное и сознательное согласие Публичному акционерному обществу
«Мобильные ТелеСистемы» (109147, г. Москва, ул. Марксистская, д. 4) (далее по тексту – Оператор) на обработку моих персональных данных, а также подтверждаю факт ознакомления с
«Политикой «Обработка персональных данных ПАО «МТС»
Настоящее Согласие дается на обработку следующих категорий персональных данных: ФИО, адрес электронной почты, наименование компании-работодателя.
Обработка персональных данных может осуществляться с использованием средств автоматизации или без таковых, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, извлечение,
использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных, в том числе в информационных системах Оператора,
и совершение иных действий, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
Целями обработки персональных данных являются: осуществление регистрации Участников; проведение эколого-просветительского мероприятия ECOchallenge с МТС; ведение статистики о прохождении
Участниками ECOchallenge с МТС; зачисление баллов Участника в личный зачет; зачисление баллов Участника в общий зачет компании; определение победителей ECOchallenge с МТС;
проведение маркетингового исследования; анализ актуальности проведения эколого-просветительских мероприятий среди компаний-участниц ECOchallenge с МТС; подготовка аналитических справок
на основе результатов проведения ECOchallenge с МТС.
Участник выражает согласие на получение информационных сообщений в рамках проведения ECOchallenge с МТС, предоставление ему эколого-просветительской информации и предложений по участию в
экологических мероприятиях путем направления писем на адреса электронной почты.
Участник выражает свое согласие на передачу (распространение, предоставление, доступ) и поручение Оператором третьим лицам обработки персональных данных, переданных Участником Оператору
в рамках настоящего интернет-сервиса ecochallenge.mts.ru в объеме, необходимом для реализации целей обработки персональных данных, указанных в настоящем Согласии.
Оператор вправе осуществлять передачу персональных данных, а также поручить обработку персональных данных, следующим третьим лицам:
ООО «Агентство смелых решений «МЫ» (Москва, ул. Фридриха Энгельса, д. 56, стр. 2, этаж 2, пом. 1, ком. 11)
Я согласен с получением/предоставлением информации вышеуказанным лицам по открытым каналам связи и понимаю, что при обмене сообщениями по открытым каналам связи Оператор не
гарантирует конфиденциальности в отношении переданной таким образом информации.
Настоящее согласие дается на срок – 10 лет с момента его подписания и досрочно может быть мной отозвано путем предоставления Оператору письменного заявления в соответствии с
законодательством Российской Федерации. Адрес направления отзыва согласия на обработку персональных данных – ПАО «МТС» (109147, г. Москва, ул. Марксистская, д. 4).
Глобальная транспортная система
Транспортные инфраструктуры всех государств мира объединяются на более высоком уровне в глобальную систему. Мировая транспортная сеть распределена по континентам и государствам довольно неравномерно. Так, транспортная система Европы (в частности, Западной), а также Северной Америки отличается наибольшей густотой. Наименее развитой транспортной сетью отличаются наиболее бедные страны Африки и Азии. В структуре глобальной транспортной системы преобладает автомобильный транспорт (86 %).
Общая длина мировой транспортной сети, включающей в себя все виды транспорта (кроме морского), превышает 31 млн км, из них на наземные магистрали (не считая воздушные линии) приходится приблизительно 25 млн км.
Транспорт на солнечных батареях и индукционных движителях
Автомобиль на солнечных батареях давно присутствует в произведениях фантастов и различных фильмах о будущем. Такой вид транспорта существует. Его развитие пока тормозится несомненным недостатком:
- движение автомобиля может происходить только днем;
- аккумуляторы, способные обеспечить тягу вечером и ночью, утяжеляют инженерное решение, удорожают автомобиль, снижают общую динамику.
Индивидуальные средства передвижения на солнечных батареях не предлагаются на рынке. Но общественный транспорт уже функционирует. К серийным, существующим и используемым решениям относятся автобусы на солнечных батареях, двигающиеся по маршрутам в городах Австралии.
Другой пример – мини-поезда для туристов, запущенные в Венгрии. Реализует проекты общественного транспорта, движимого энергией солнца, Китай и другие страны с высоким промышленным потенциалом.
Еще один интересный тип экологичного средства передвижения питается так же, как смартфоны с беспроводной зарядкой. Источником энергии служит кабель, проложенный под дорогой. С помощью индукции электричество передается на двигатели. Такие автобусы курсируют по улицам Парижа (проект Jeweline), в парках Америки, Японии.
Другую схему применения индукции нашли шведские инженеры. Рейсовые автобусы Scania Citiwide построены как электромобили. Они оснащены аккумуляторами и движутся свободно. Станции подзарядки на индукционном принципе располагаются прямо в зонах остановок общественной сети. Это дало транспорту мобильность и одновременно возможность двигаться как угодно долго, не привязываясь к проложенной под дорогой линии энергопитания.
Индукционные автобусы, не оснащенные аккумуляторами, предлагают еще одно преимущество. Им не нужен водитель. Маршрут четко выверен, проходит там, где проложен силовой кабель под дорогой. При этом скорость транспортного средства легко контролировать, возможно даже отслеживание положения конкретной машины в пути, организуя безопасный режим.
Но в масштабах большого города, где присутствует множество участников дорожного движения, систему слежения сложно реализовать. Поэтому автобусы с кабельным питанием двигаются пока только в зонах туристических маршрутов в парках или четко локализованных областях городов.
Свойства и характеристика единой транспортной системы
Данная система обладает следующими характерными свойствами:
1. Целостность
Если какой-то элемент в системе или связь между любыми элементами изменяет свое поведение, это сказывается и на всей системе.
2. Интегративность
ЕТС наделена уникальными свойствами, отсутствующими у всех ее элементов.
3. Иерархичность
Транспортная система является элементом более крупной структуры — национальной экономики. Аналогично и любой элемент самой ЕТС представляет собой систему нижнего уровня.
Означает постоянное и непрерывное развитие транспортной системы подобно любым другим системам.
5. Эмерджентность
Свойства всей системы в целом не характерны для каждого ее элемента в отдельности.
На состояние ЕТС по мнению специалистов влияют несколько факторов:
- текущая экономическая ситуация в стране, включая перспективы развития транспортной отрасли;
- ситуация с экспортом и импортом продукции, которая используется в транспортной системе;
- территориальные и экономические масштабы государства;
- факт наличия либо отсутствия политики страны в отношении транспорта;
- многообразие субъектов, участвующих в транспортных процессах;
- принятое в стране административно-территориальное деление, особенности работы таможенных и контролирующих органов в приграничных районах;
- расхождения во взглядах и интересах разных социальных групп.
Понятие единой транспортной системы
Все виды транспорта в стране взаимосвязаны и обеспечивают социально-экономическую потребность государства в пассажирских и грузовых перевозках, формируя собой единую транспортную систему. Это совокупность всех транспортных средств, перемещающихся по автомобильным и железным дорогам, водным, трубопроводным и воздушным путям общей протяженностью более 2 млн км. Наибольшая доля перевозок (75%) приходится на воздушный и автомобильный транспорт. Остальные виды представлены меньшим процентом.
Данную единую систему также формируют предприятия транспортного машиностроения и строительства, транспортно-экспедиционные компании, различные фирмы по подготовке соответствующих кадров. Доля каждого представленного в структуре транспорта зависит в первую очередь от спроса на перевозки, а также от качества, надежности и регулярности этих перевозок.
Понятие единой транспортной системы
Не существует ярко выраженной монополии на тот или иной вид транспорта, поскольку все эти виды служат общей цели, стыкуясь друг с другом для перевозки грузов или людей из начального пункта в конечный.
К примеру, грузоперевозка железной дорогой, морем или воздухом требует предварительной доставки груза автотранспортом соответственно к железнодорожной станции, порту или аэропорту и дальнейшей перегрузки.
В процессе функционирования единой транспортной системы России различные виды транспорта комбинируются. Таким образом обеспечивается технологическое взаимодействие.
Разновидности используемого подвижного состава совместимы друг с другом техническими параметрами, размерными и весовыми характеристиками грузов, возможностью крепления и размещения этих грузов. ЕТС начала объединяться в одну целостную структуру благодаря широкому развитию контейнерных перевозок (в том числе на паромах) и выпуску универсальных судов для рек и морей.
Поскольку все виды транспорта работают в общем экономическом и правовом поле, для их функционирования требуется увязать и согласовать единую тарифную политику, а также создать соответствующую нормативно-правовую базу. Государство также должно регулировать каждый вид транспорта как на федеральном, так и на региональных уровнях.
Особенности транспортной сети страны
Транспортную сеть России можно охарактеризовать путем перечисления ее специфических черт, которые преимущественно обусловлены географическими и историческими факторами:
- неравномерное развитие транспортной инфраструктуры, которая имеет низкую плотность по территории страны в сравнении с другими развитыми странами мира (в особенности, это касается регионов Сибири и Дальнего Востока, в то время как Европейская часть России отличается большой густотой путей сообщения);
- транспортная сеть страны построена по радиальной конфигурации с ориентацией на столичный транспортный узел, что обусловлено исторически сформировавшейся централизацией национальной экономики; Москва -это финансово-индустриальный центр и ядро потребительского рынка страны, но из-за этого московский транспортный узел перегружен, а между некоторыми периферийными регионами отсутствует прямая транспортная связь;
- транспортная инфраструктура России характеризуется низким качеством, что объясняется, прежде всего, недостаточным финансированием данной сферы;
- сильное влияние на транспортную сеть страны оказывает фактор сезонности, из-за которого в зимний период не эксплуатируются многие внутренние водные пути, большинство морских портов нуждается в ледокольной проводке и т.п.;
- недостаточно развит автомобильный транспорт, что связано с историческим преобладанием железнодорожного транспорта как основного способа перевозок во времена плановой экономики.
Кроме перечисленных особенностей, транспортная сеть России оказывает под воздействием крупных региональных и мировых тенденций. Причина этого — глобализация мировой экономики, в которую была встроена российская экономика в 1990-2000-е гг.
Экология и автотранспорт
Влияние транспорта на экологию нельзя назвать положительным. Автомобилей становится все больше на дорогах, особенно больших и габаритных, которые выпускают в воздух нездоровые вещества. А люди, которые живут в городе, постоянно чувствуют, как ухудшается здоровье и понижается уровень иммунитета, развивается ощущение постоянной усталости. А проблема в основном кроется в экологической среде, которая загрязнена транспортом и газами от горючего. Когда автомобиль работает, атмосфера получает от одной только единицы транспорта около шестидесяти разновидностей химикатов. И в основном это токсины, такие как углеводороды, сажа, окись углерода, свинец и другое.
Поэтому давно уже начали разрабатывать различные мероприятия, которые могут улучшить атмосферу, но при этом не снизить качество автотранспорта. Ведь без транспорта сейчас просто не обойтись. Он нужен для поездок по городу или за его пределы, для важных перевозок грузов для осуществления купли и продажи. Поэтому стали совершенствовать элементы сгорания, создают новые двигатели, которые будут меньше делать выбросов в среду, чтобы значительно улучшить показатели экологии.
Автотранспорт потребляет продукты нефти, которые считались наиболее оптимальными для автомобиля. Но при этом щелочь, нефтепродукты попадают со временем в воду, которая становится опасна, и ее нельзя употреблять для питья. При этом в реке и других водоемах вымирает живность. Поэтому пришли к выводу, что можно использовать другие ресурсы для горючего, сохранить экологию от загрязнения нефтью и другими не менее опасными веществами. И это оказалось вполне реально.
Особенности управления
Система управления транспортными потоками осуществляет деятельность по регулированию движения транспорта посредством световых сигналов (светофоры), дорожной разметки и знаков в соответствии с принятой на государственном или международном уровне системой правил.
Система управления транспортом зависит от технологии конкретного транспортного средства и обычно является компонентом инфраструктуры. Водитель, непосредственно выполняющий целевые задачи, считается субъектом данной системы. К субъектам системы контроля функционирования транспортных средств также можно отнести диспетчеров (например, при пассажирских авиа- или железнодорожных перевозках).
Участие человека в процессе управления транспортной системой позволяет определять ее как организационную, или человеко-машинную, систему, а кроме того, обуславливает необходимость в учете человеческого фактора. Активный компонент транспортной системы – это множество людей, которые обладают способностью к адаптации в быстро изменяющихся условиях, поведение которых нацелено на достижение собственных целей. Присутствие человеческого фактора как активного элемента системы является причиной формирования устойчивых (стационарных) режимов функционирования транспортных систем, так как любое внешнее воздействие на индивидуальный объект компенсируется решением активного субъекта (в частности, водителя).
Задачи транспортной системы
К основным задачам относится обеспечение мобильности населения, а также удовлетворение экономических требований к перевозочным процессам, заключающихся в максимально эффективном перемещении грузов. Поэтому определение эффективности транспортной системы – это установление равновесия между диаметрально противоположными точками: потребностями общества и получением экономической выгоды. В качестве очевидного примера противоречий между требованиями общества и экономики можно привести систему общественного транспорта: пассажир желает сэкономить время и доехать до места назначения с комфортом, поэтому с его точки зрения транспортных средств на маршруте должно быть как можно больше, а ездить они должны как можно чаще.
Однако для перевозчика выгоднее полностью заполнять как можно меньшее число транспортных средств с целью получения максимального дохода, а удобство и время ожидания пассажира отходят на второй план. В данном случае необходим компромисс – установление не слишком длинного интервала движения, а также обеспечение хотя бы минимального комфорта для пассажиров. Отсюда следует, что для эффективной организации и развития транспортной системы следует изучать не только теорию транспортных систем и технические науки, но и экономику, географию, социологию, психологию и градостроительные науки.
Отсутствие информации, необходимой для принятия решений
Каждое технологическое продвижение требует периода адаптации, в течение которого могут быть получены соответствующие знания, приходящие в результате исследований и реального жизненного опыта. Что касается чего-то столь же нового, как электромобили, соответствующая информация для принятия решений все еще собирается, и она далеко не так полна, как знания, которые у нас есть об автомобилях с ДВС.
Ситуация в России сейчас особенно критична. Многие европейские поставщики комплектующих ушли с рынка. Приходят партнеры из Китая. Новые программные обеспечения создают новые условия для исследований.
Это означает, что всестороннее исследование по-прежнему является обязательным требованием для любой компании, стремящейся к переменам, и что некоторые доступные данные будут основаны на небольших выборках и текущих проектах.